Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ямал: прошлое и настоящее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Нарты оленьи

Время создания
2012 год
Место создания
ЯНАО
Размер
275x79x36 см
Техника
дерево, сборка, ручная работа
0
Открыть в приложении
#2
Основным способом передвижения ненцев в тундре во все времена года была езда на оленях, запряженных в сани или нарты. На протяжении долгого времени нарты — двухполозные, со скошенными боками — практически не менялись. Их делали из дерева, не используя гвоздей.

Главной частью нарт были полозья. Их обычно изготавливали из лиственницы, поскольку ее древесина обеспечивала ровную езду не только по снегу, но и по стелющимся кустам и низким деревьям тундровой зоны. Это происходило за счет повышенной плотности слоев дерева и обилия смолы, которая, застывая на морозе, улучшала скольжение полозьев. Полозья снабжали сквозными отверстиями для вязков — передних поперечин, — а также для нащепа, копыльев и настила для сиденья и груза.

Нащепами называли длинные тонкие брусья, которые крепили к полозьям с помощью копыльев — деревянных коротких брусков. Копылья вбивали прямо в полозья нарт. Их изготавливали, как правило, из березы, иногда из еловой древесины. Заготовки в виде брусков длиной 50–60 сантиметров и толщиной 10–12 сантиметров просушивали и обрабатывали все лето — задолго до того, как начинали собирать нарты. Затем из этих заготовок вырезали копылья, которые заканчивались шипами. Они и соединяли полозья с нащепами.

Нарты различались по устройству в зависимости от назначения: они были ездовыми и грузовыми. Ездовые, в свою очередь, делились на мужские и женские.

Женские нарты считались тяжелыми, поэтому у них были высокие копылья — от полуметра и больше. Женщина всегда возила с собой детей, поэтому ее нарты были длинными, со спинкой или сводчатым покрытием.

Мужские ездовые нарты были более скоростными и легкими, с низкими копыльями, которые позволяли лучше контролировать дорогу. На такой упряжке ненец ехал в одиночку и с легким грузом.

Конструкцию нартов меняли в зависимости от того, что на них грузили, — продукты, одежду, шесты чума или смешанный груз. Например, шесты перевозили без настила, а для продуктов и ритуальных предметов нарты строили в виде ящика с крышкой.

Если груз был массивным, ненцы составляли обоз, который назывался «аргиш». Впереди шла ездовая упряжка, а за ней привязывались грузовые наты. Вес груженых саней не должен был превышать 180–200 килограммов. В такие нарты запрягали нечетное количество оленей — от трех до пяти. На упряжке можно было проезжать в сутки до 250 километров при средней скорости в 15 километров в час.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Нарты оленьи

Время создания
2012 год
Место создания
ЯНАО
Размер
275x79x36 см
Техника
дерево, сборка, ручная работа
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%