Основным способом передвижения ненцев в тундре во все времена года была езда на оленях, запряженных в сани или нарты. На протяжении долгого времени нарты — двухполозные, со скошенными боками — практически не менялись. Их делали из дерева, не используя гвоздей.
Главной частью нарт были полозья. Их обычно изготавливали из лиственницы, поскольку ее древесина обеспечивала ровную езду не только по снегу, но и по стелющимся кустам и низким деревьям тундровой зоны. Это происходило за счет повышенной плотности слоев дерева и обилия смолы, которая, застывая на морозе, улучшала скольжение полозьев. Полозья снабжали сквозными отверстиями для вязков — передних поперечин, — а также для нащепа, копыльев и настила для сиденья и груза.
Нащепами называли длинные тонкие брусья, которые крепили к полозьям с помощью копыльев — деревянных коротких брусков. Копылья вбивали прямо в полозья нарт. Их изготавливали, как правило, из березы, иногда из еловой древесины. Заготовки в виде брусков длиной 50–60 сантиметров и толщиной 10–12 сантиметров просушивали и обрабатывали все лето — задолго до того, как начинали собирать нарты. Затем из этих заготовок вырезали копылья, которые заканчивались шипами. Они и соединяли полозья с нащепами.
Нарты различались по устройству в зависимости от назначения: они были ездовыми и грузовыми. Ездовые, в свою очередь, делились на мужские и женские.
Женские нарты считались тяжелыми, поэтому у них были высокие копылья — от полуметра и больше. Женщина всегда возила с собой детей, поэтому ее нарты были длинными, со спинкой или сводчатым покрытием.
Мужские ездовые нарты были более скоростными и легкими, с низкими копыльями, которые позволяли лучше контролировать дорогу. На такой упряжке ненец ехал в одиночку и с легким грузом.
Конструкцию нартов меняли в зависимости от того, что на них грузили, — продукты, одежду, шесты чума или смешанный груз. Например, шесты перевозили без настила, а для продуктов и ритуальных предметов нарты строили в виде ящика с крышкой.
Если груз был массивным, ненцы составляли обоз, который назывался «аргиш». Впереди шла ездовая упряжка, а за ней привязывались грузовые наты. Вес груженых саней не должен был превышать 180–200 килограммов. В такие нарты запрягали нечетное количество оленей — от трех до пяти. На упряжке можно было проезжать в сутки до 250 километров при средней скорости в 15 километров в час.
Главной частью нарт были полозья. Их обычно изготавливали из лиственницы, поскольку ее древесина обеспечивала ровную езду не только по снегу, но и по стелющимся кустам и низким деревьям тундровой зоны. Это происходило за счет повышенной плотности слоев дерева и обилия смолы, которая, застывая на морозе, улучшала скольжение полозьев. Полозья снабжали сквозными отверстиями для вязков — передних поперечин, — а также для нащепа, копыльев и настила для сиденья и груза.
Нащепами называли длинные тонкие брусья, которые крепили к полозьям с помощью копыльев — деревянных коротких брусков. Копылья вбивали прямо в полозья нарт. Их изготавливали, как правило, из березы, иногда из еловой древесины. Заготовки в виде брусков длиной 50–60 сантиметров и толщиной 10–12 сантиметров просушивали и обрабатывали все лето — задолго до того, как начинали собирать нарты. Затем из этих заготовок вырезали копылья, которые заканчивались шипами. Они и соединяли полозья с нащепами.
Нарты различались по устройству в зависимости от назначения: они были ездовыми и грузовыми. Ездовые, в свою очередь, делились на мужские и женские.
Женские нарты считались тяжелыми, поэтому у них были высокие копылья — от полуметра и больше. Женщина всегда возила с собой детей, поэтому ее нарты были длинными, со спинкой или сводчатым покрытием.
Мужские ездовые нарты были более скоростными и легкими, с низкими копыльями, которые позволяли лучше контролировать дорогу. На такой упряжке ненец ехал в одиночку и с легким грузом.
Конструкцию нартов меняли в зависимости от того, что на них грузили, — продукты, одежду, шесты чума или смешанный груз. Например, шесты перевозили без настила, а для продуктов и ритуальных предметов нарты строили в виде ящика с крышкой.
Если груз был массивным, ненцы составляли обоз, который назывался «аргиш». Впереди шла ездовая упряжка, а за ней привязывались грузовые наты. Вес груженых саней не должен был превышать 180–200 килограммов. В такие нарты запрягали нечетное количество оленей — от трех до пяти. На упряжке можно было проезжать в сутки до 250 километров при средней скорости в 15 километров в час.