Для коренных народов Севера было характерно особое отношение к детям. Их считали даром небес и большой радостью для всей семьи, поэтому шили для них одежду из лучших материалов.
В возрасте от одного года до пяти-шести лет ребенка одевали в меховую шубку глухого покроя — малицу. Ее чаще всего шили в два слоя, мехом и внутрь, и наружу. Малица состояла из основы — скрепленных передней части и спинки, — плотного капюшона, рукавов, подола и подклада.
Перед тем как раскроить и пошить малицу, нужно было подобрать и подготовить материал. При выборе меха обязательно учитывали его цвет, а также фактуру и длину ворса. Детские малицы шили только из мягких светлых шкурок. Их тщательно мездрили — специальным скребком очищали от пленок и подкожной клетчатки. Этот процесс повторяли три или четыре раза, в перерывах просушивая и разминая шкурки руками.
Шкурки старались сшивать так, чтобы по рисунку и направлению меха они казались единым целым. Для соединения деталей использовали нити из сухожилий животных, чаще всего оленей.
Малица была удобна тем, что капюшон и рукавички пришивались к ее основе, поэтому одеяние не оставляло ни одного открытого участка тела. Также благодаря такой конструкции шубка не распахивалась во время подвижных игр и прогулок.
В капюшоне малицы, выполненном из шкуры с головы оленя, старались сохранить естественные очертания глазниц, отверстий от рожек и ушек животного. Все эти части оформляли национальным орнаментом, полосками меха, ярким сукном. В ненецкой традиции такое сохранение всех деталей на шкурке с головы оленя напоминало о том, что человек и олень неразделимы и являются друг для друга основой жизни.
К рукавам малицы с нижней стороны пришивали маленькие колокольчики или бубенцы-обереги, которые, по поверьям, мелодичным металлическим звоном отгоняли злых духов.
С возрастом, начиная с шести-семи лет, для девочек и мальчиков шили одежду, которая внешне и функционально уже разделялась на женскую и мужскую. С этими нарядами дети получали определенные социальные роли и старались соответствовать им в повседневных делах.
В возрасте от одного года до пяти-шести лет ребенка одевали в меховую шубку глухого покроя — малицу. Ее чаще всего шили в два слоя, мехом и внутрь, и наружу. Малица состояла из основы — скрепленных передней части и спинки, — плотного капюшона, рукавов, подола и подклада.
Перед тем как раскроить и пошить малицу, нужно было подобрать и подготовить материал. При выборе меха обязательно учитывали его цвет, а также фактуру и длину ворса. Детские малицы шили только из мягких светлых шкурок. Их тщательно мездрили — специальным скребком очищали от пленок и подкожной клетчатки. Этот процесс повторяли три или четыре раза, в перерывах просушивая и разминая шкурки руками.
Шкурки старались сшивать так, чтобы по рисунку и направлению меха они казались единым целым. Для соединения деталей использовали нити из сухожилий животных, чаще всего оленей.
Малица была удобна тем, что капюшон и рукавички пришивались к ее основе, поэтому одеяние не оставляло ни одного открытого участка тела. Также благодаря такой конструкции шубка не распахивалась во время подвижных игр и прогулок.
В капюшоне малицы, выполненном из шкуры с головы оленя, старались сохранить естественные очертания глазниц, отверстий от рожек и ушек животного. Все эти части оформляли национальным орнаментом, полосками меха, ярким сукном. В ненецкой традиции такое сохранение всех деталей на шкурке с головы оленя напоминало о том, что человек и олень неразделимы и являются друг для друга основой жизни.
К рукавам малицы с нижней стороны пришивали маленькие колокольчики или бубенцы-обереги, которые, по поверьям, мелодичным металлическим звоном отгоняли злых духов.
С возрастом, начиная с шести-семи лет, для девочек и мальчиков шили одежду, которая внешне и функционально уже разделялась на женскую и мужскую. С этими нарядами дети получали определенные социальные роли и старались соответствовать им в повседневных делах.