В экспозиции зала есть произведения, которые положили начало Вятскому художественному музею. Среди них картина Василия Бакшеева «Неудачники. За обедом». Она была подарена автором в 1910 году и вошла в самую первую музейную экспозицию.
В этой картине художник продолжает тему драмы семейного разлада, начатую еще в «Житейской прозе». Раскрывая драму одной семьи, автор показывает жизнь русского общества, которое он хорошо знал. Сюжет картины прост. Изображена бытовая сцена в небольшой комнате со скромной обстановкой. Продавленный ветхий диван, неказистый шкаф в глубине, табурет, стулья говорят о небольшом достатке хозяев. В центре композиции вокруг стола за скудной трапезой собралась небольшая семья. Мать — грустная, поблекшая женщина с заплаканными глазами, сын — юноша — мечтатель и фантазер, и девочка — подросток. Отец, отойдя к шкафу, «опрокидывает» рюмку. Тяжелая жизнь рано согнула спину мужчины, превратив его в старика, который находит успокоение в пристрастии к выпивке. С тоской глядит женщина, ожидая, когда глава семьи займет свое место за столом. Пьяница-отец, нужда, бесконечная цепь лишений — вот всё, что выпало на долю этой семьи. А впереди те же заботы о куске хлеба, то же безрадостное и серое существование. Для сына дом стал чужим и ненужным. Лишь девочка, не понимая происходящего, беззаботно играет с кошкой.
Художник сумел передать не только зрительные образы героев картины, но и характер их взаимоотношений. Позже он сам так писал о своей картине: «Мои „Неудачники“ […] передают отношение „маленьких людей“ моего поколения к жизни — беспросветность, забитость, рабское самочувствие». Цветовое решение произведения, выдержанного в холодных серо-охристых тонах, усиливает настроение гнетущей тоски. Ярким радостным пятном выделена только фигура дочери в светло-розовом платье. Этим мастер выделяет юный образ от остальных героев, она единственная пока непричастна к семейной драме. И каким мраком наполнен изнутри буфет, как он своей чернотой усиливает гнетущую тяжесть всей обстановки комнаты.
«Неудачники» — это печальная повесть о тех, кто всю жизнь прожил, не поднявшись выше забот о куске хлеба. По глубине передачи духовной атмосферы своего времени жанровые картины Василия Бакшеева перекликаются с творчеством Антона Павловича Чехова. Здесь нет экспрессии внешних движений, драма жизни разворачивается в душевных переживаниях персонажей. Анализируя свое творчество, художник как-то заметил: «Все свои картины я писал на основании виденного мною в окружающей жизни».
В этой картине художник продолжает тему драмы семейного разлада, начатую еще в «Житейской прозе». Раскрывая драму одной семьи, автор показывает жизнь русского общества, которое он хорошо знал. Сюжет картины прост. Изображена бытовая сцена в небольшой комнате со скромной обстановкой. Продавленный ветхий диван, неказистый шкаф в глубине, табурет, стулья говорят о небольшом достатке хозяев. В центре композиции вокруг стола за скудной трапезой собралась небольшая семья. Мать — грустная, поблекшая женщина с заплаканными глазами, сын — юноша — мечтатель и фантазер, и девочка — подросток. Отец, отойдя к шкафу, «опрокидывает» рюмку. Тяжелая жизнь рано согнула спину мужчины, превратив его в старика, который находит успокоение в пристрастии к выпивке. С тоской глядит женщина, ожидая, когда глава семьи займет свое место за столом. Пьяница-отец, нужда, бесконечная цепь лишений — вот всё, что выпало на долю этой семьи. А впереди те же заботы о куске хлеба, то же безрадостное и серое существование. Для сына дом стал чужим и ненужным. Лишь девочка, не понимая происходящего, беззаботно играет с кошкой.
Художник сумел передать не только зрительные образы героев картины, но и характер их взаимоотношений. Позже он сам так писал о своей картине: «Мои „Неудачники“ […] передают отношение „маленьких людей“ моего поколения к жизни — беспросветность, забитость, рабское самочувствие». Цветовое решение произведения, выдержанного в холодных серо-охристых тонах, усиливает настроение гнетущей тоски. Ярким радостным пятном выделена только фигура дочери в светло-розовом платье. Этим мастер выделяет юный образ от остальных героев, она единственная пока непричастна к семейной драме. И каким мраком наполнен изнутри буфет, как он своей чернотой усиливает гнетущую тяжесть всей обстановки комнаты.
«Неудачники» — это печальная повесть о тех, кто всю жизнь прожил, не поднявшись выше забот о куске хлеба. По глубине передачи духовной атмосферы своего времени жанровые картины Василия Бакшеева перекликаются с творчеством Антона Павловича Чехова. Здесь нет экспрессии внешних движений, драма жизни разворачивается в душевных переживаниях персонажей. Анализируя свое творчество, художник как-то заметил: «Все свои картины я писал на основании виденного мною в окружающей жизни».