В переводе с французского слово «несессе́р» означает — необходимый, специальный контейнер (сумка, барсетка, кошелек, шкатулка, футляр) для мелких предметов. В словаре С.И. Ожигова это слово толкуется как — размещенный в специальном футляре набор мелких предметов, необходимых для туалета. Такой небольшой набор использовался для хранения принадлежностей гигиены, косметики, маникюра, шитья, рукоделия. Как правило, в несессере для каждого предмета имелось специальное отделение или отсек, благодаря чему предметы не смешивались.
Первые несессеры были похожи на квадратные или прямоугольные коробки, преимущественно выполненные из дерева разных пород. Размеры несессеров были весьма внушительны, так как такой короб должен был вместить в себя не только средства личной гигиены и парфюм, но и множество прочих необходимых в путешествии мелочей. Среди них могли быть писчие принадлежности, посуда и столовые приборы, и даже чайник или подсвечник. Некоторые модели таких несессеров содержали более сотни предметов.
Ни один мужчина не мог отправиться даже в короткое путешествие без несессера. Особую востребованность данный атрибут достиг к середине XVIII века. В этот момент несессеры были популярны как среди мужчин, так и среди женщин. Дамы, помимо пудры, гребешка и прочих косметических средств хранили в нем наборы для вышивания и рукоделия. В мужском несессере, в свою очередь, это место было отведено фляжке или рабочим принадлежностям. В XIX веке такой аксессуар часто служил украшением костюма, их носили на специальной цепочке (шатлене), прикреплённой к поясу. Как это часто происходит с наиболее популярными атрибутами, со временем несессеры стали походить на настоящие предметы ювелирного искусства. Состоятельные особы заказывали несессеры не только из дерева, но и из серебра или золота, а внутреннее убранство было выполнено из дорогостоящего шёлка или бархата.
Несессеры в своём первозданном виде со временем начали терять свою актуальность. И уже в XX веке они уменьшились в размере, но все же были верным спутником мужчин. Несессер из коллекции Ишимского музейного комплекса, в виде складного футляра из коричневой кожи, с четырьмя раскладными сторонами. Небольшие перегородки делят его на отдельные гнезда для предметов: четырех металлических коробочек прямоугольной формы разного размера и стеклянного флакона для духов. Внутри расположено небольшое зеркальце.