На выставке представлен портрет княгини Натальи Долгорукой. Образ восходит к парсунной живописи (парсунами называют первые светские портреты на Руси). Княгиня Долгорукая была монахиней монастыря в Киеве. Предположительно, картину написал украинский художник после 1767 года, когда княгиня приняла схиму. Традиции парсунной живописи сохранялись на Украине в течение XVIII века.
Фигура монахини дана в плоскостной трактовке, художник не придает ей объем. Монахиня изображена на черно-зеленом фоне, который не передает глубину пространства. Лицо княгини Долгорукой мастер пишет особенно тщательно. Яркий свет выхватывает лицо из темноты фона, оно кажется таинственным. Взгляд выразительных глаз выдает погруженность в размышления, глаза покрывает легкая вуаль.
Сложный узор на монашеском головном покрове и других частях облачения выполнен с особым вниманием. Такой подход характерен для парсун — все, что касается сана изображенного человека, передается точно. В узоре использованы растительный орнамент и крест. В композицию портрета включен свиток, на котором написаны слова молитвы.
Наталья Долгорукая была дочерью известного воинского начальника графа Бориса Шереметева. Княгиня, по воспоминаниям современников, отличалась красотой и чуткостью. В возрасте 15 лет она встретила князя Ивана Долгорукова, фаворита императора Петра II, и согласилась стать его супругой. В скором времени император скончался, Долгорукие при новой власти попали в опалу. Однако княгиня не оставила своего будущего супруга, несмотря на уговоры родных.
После венчания всю семью и молодую жену отправили в ссылку на долгие годы. Ссылка княгини проходила в тяжелых условиях и лишениях. Когда ее супруга казнили, она дала обет уйти в монастырь. После казни княгине разрешили вернуться в Москву. Воспитав двоих сыновей, она выполнила свой обет и последние годы жизни провела в монастыре.
В 1757 году Наталья Долгорукая стала монахиней Флоровского монастыря в Киеве. Незадолго до смерти она приняла схиму под именем Нектарии. Свою судьбу княгиня описала в «Своеручных записках княгини Натальи Борисовны Долгорукой…». Записки занимают достойное место среди литературных памятников XVIII века, повествуя о жизни и нравах того времени.
Фигура монахини дана в плоскостной трактовке, художник не придает ей объем. Монахиня изображена на черно-зеленом фоне, который не передает глубину пространства. Лицо княгини Долгорукой мастер пишет особенно тщательно. Яркий свет выхватывает лицо из темноты фона, оно кажется таинственным. Взгляд выразительных глаз выдает погруженность в размышления, глаза покрывает легкая вуаль.
Сложный узор на монашеском головном покрове и других частях облачения выполнен с особым вниманием. Такой подход характерен для парсун — все, что касается сана изображенного человека, передается точно. В узоре использованы растительный орнамент и крест. В композицию портрета включен свиток, на котором написаны слова молитвы.
Наталья Долгорукая была дочерью известного воинского начальника графа Бориса Шереметева. Княгиня, по воспоминаниям современников, отличалась красотой и чуткостью. В возрасте 15 лет она встретила князя Ивана Долгорукова, фаворита императора Петра II, и согласилась стать его супругой. В скором времени император скончался, Долгорукие при новой власти попали в опалу. Однако княгиня не оставила своего будущего супруга, несмотря на уговоры родных.
После венчания всю семью и молодую жену отправили в ссылку на долгие годы. Ссылка княгини проходила в тяжелых условиях и лишениях. Когда ее супруга казнили, она дала обет уйти в монастырь. После казни княгине разрешили вернуться в Москву. Воспитав двоих сыновей, она выполнила свой обет и последние годы жизни провела в монастыре.
В 1757 году Наталья Долгорукая стала монахиней Флоровского монастыря в Киеве. Незадолго до смерти она приняла схиму под именем Нектарии. Свою судьбу княгиня описала в «Своеручных записках княгини Натальи Борисовны Долгорукой…». Записки занимают достойное место среди литературных памятников XVIII века, повествуя о жизни и нравах того времени.