На представленном на выставке портрете изображен патриарх Филарет Никитич, отец первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Патриарх Филарет в миру носил имя Федор Никитич Романов. В 1590-е годы влиятельный боярин занимал важные посты в государстве, был воеводой в полках, вел переговоры с иностранными дипломатами.
При Борисе Годунове Федор Никитич, как и другие Романовы, подвергся опале, так как после смерти царя считался его соперником в борьбе за царский престол. Он был сослан в монастырь, где его против воли постригли в монахи под именем Филарет. Его жену Ксению Ивановну, происходившую из костромских дворян, также отправили в монастырь и постригли в монахини под именем Марфа. Спустя несколько лет Филарета Никитича освободил из монастыря Лжедмитрий I и назначил его митрополитом Ростовским.
Позднее Филарета отправили послом к польскому королю Сигизмунду III, где он много лет провел в плену. После освобождения из плена в Москве его торжественно встретил сын Михаил Федорович, избранный к этому времени царем. В тот же год Филарет Никитич стал патриархом Московским.
До конца своей жизни Филарет правил вместе с Михаилом Федоровичем, оставаясь при этом патриархом. Он руководил государством наравне с сыном: в указах его имя значилось рядом с именем царя, а его титул звучал как «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич».
До наших дней не дошло изображений патриарха до пострига, когда он был боярином Федором Романовым. Известны его живописные портреты и гравюры, на которых он представлен как святейший патриарх в подобающем сану облачении или же как великий государь в царской одежде и с регалиями. Представленный на выставке портрет относится ко второму типу. Филарет Никитич запечатлен в царском одеянии, его голова не покрыта убором — митра лежит на столе, в руке он держит крест. Бармы — широкое оплечье, которое надевали на парадное платье царей, — богато украшены драгоценными камнями. Бармы надевали во время коронации или торжественных выходов. Портрет выполнен неизвестным художником во второй половине XVIII века.
При Борисе Годунове Федор Никитич, как и другие Романовы, подвергся опале, так как после смерти царя считался его соперником в борьбе за царский престол. Он был сослан в монастырь, где его против воли постригли в монахи под именем Филарет. Его жену Ксению Ивановну, происходившую из костромских дворян, также отправили в монастырь и постригли в монахини под именем Марфа. Спустя несколько лет Филарета Никитича освободил из монастыря Лжедмитрий I и назначил его митрополитом Ростовским.
Позднее Филарета отправили послом к польскому королю Сигизмунду III, где он много лет провел в плену. После освобождения из плена в Москве его торжественно встретил сын Михаил Федорович, избранный к этому времени царем. В тот же год Филарет Никитич стал патриархом Московским.
До конца своей жизни Филарет правил вместе с Михаилом Федоровичем, оставаясь при этом патриархом. Он руководил государством наравне с сыном: в указах его имя значилось рядом с именем царя, а его титул звучал как «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич».
До наших дней не дошло изображений патриарха до пострига, когда он был боярином Федором Романовым. Известны его живописные портреты и гравюры, на которых он представлен как святейший патриарх в подобающем сану облачении или же как великий государь в царской одежде и с регалиями. Представленный на выставке портрет относится ко второму типу. Филарет Никитич запечатлен в царском одеянии, его голова не покрыта убором — митра лежит на столе, в руке он держит крест. Бармы — широкое оплечье, которое надевали на парадное платье царей, — богато украшены драгоценными камнями. Бармы надевали во время коронации или торжественных выходов. Портрет выполнен неизвестным художником во второй половине XVIII века.