На портрете изображена великая княгиня Мария Николаевна — старшая дочь русского императора Николая I. Великая княгиня, по воспоминаниям современников, обладала сильным отцовским характером и внешне была похожа на отца. По давней традиции императорского дома царских дочерей отдавали замуж за наследников европейских правящих домов. Однако Мария Николаевна заявила, что не покинет родину, и выбрала себе в супруги Максимилиана Лейхтенбергского, служившего в России. Муж княгини был образованным и просвещенным человеком, обладал одним из лучших в Европе художественных собраний. Он хорошо знал историю искусств, возглавлял Академию художеств в должности президента.
Мария Николаевна унаследовала от отца любовь к живописи и страсть к коллекционированию. После ранней смерти мужа она возглавила Академию художеств, став ее президентом. Фрейлина царского двора Анна Тютчева говорила о княгине как об «одаренной умом замечательным и необыкновенно тонким пониманием в живописи и скульптуре». Она отмечала, что Мария Николаевна «содействовала процветанию русского искусства».
На портрете княгиня предстает как решительная и волевая молодая женщина. Она изображена в придворном русском платье. Указом от 1834 года император Николай I утвердил эталон придворного костюма. В его правление платья регламентировались по фасонам и отделке, цвет платья зависел от статуса дамы. Парадный наряд состоял из верхнего платья, как правило из бархата или другой дорогой ткани. Спереди платья был разрез, открывавший нижнюю юбку белого цвета. Дамам полагалось носить головной убор, им мог быть кокошник с вуалью. На Марии Николаевне распашное платье с длинными рукавами «а-ля бояр», кокошник великой княгини украшен речным жемчугом.
Имя автора полотна до сегодняшнего дня неизвестно. Подобный портрет, выполненный художником Тимофеем Неффом, находился в зале Академии художеств, где располагались портреты президентов академии. Возникло предположение, что представленная на выставке картина — авторское повторение полотна, но технологические исследования холста эту версию не подтвердили.
Мария Николаевна унаследовала от отца любовь к живописи и страсть к коллекционированию. После ранней смерти мужа она возглавила Академию художеств, став ее президентом. Фрейлина царского двора Анна Тютчева говорила о княгине как об «одаренной умом замечательным и необыкновенно тонким пониманием в живописи и скульптуре». Она отмечала, что Мария Николаевна «содействовала процветанию русского искусства».
На портрете княгиня предстает как решительная и волевая молодая женщина. Она изображена в придворном русском платье. Указом от 1834 года император Николай I утвердил эталон придворного костюма. В его правление платья регламентировались по фасонам и отделке, цвет платья зависел от статуса дамы. Парадный наряд состоял из верхнего платья, как правило из бархата или другой дорогой ткани. Спереди платья был разрез, открывавший нижнюю юбку белого цвета. Дамам полагалось носить головной убор, им мог быть кокошник с вуалью. На Марии Николаевне распашное платье с длинными рукавами «а-ля бояр», кокошник великой княгини украшен речным жемчугом.
Имя автора полотна до сегодняшнего дня неизвестно. Подобный портрет, выполненный художником Тимофеем Неффом, находился в зале Академии художеств, где располагались портреты президентов академии. Возникло предположение, что представленная на выставке картина — авторское повторение полотна, но технологические исследования холста эту версию не подтвердили.