На портрете изображен Иоанн IV Грозный — первый царь Всея Руси. Холст был написан во второй половине XVIII века. Подобные династические портреты русских правителей были популярны во времена царствования Екатерины II. Государыня всячески подчеркивала, что она — русская императрица, и поощряла интерес художников и других деятелей культуры к истории страны. Князья, русские цари и императоры становились героями театральных постановок, картин и скульптур, торжественных од. Династические портретные серии украшали резиденции императоров, картины висели на стенах во дворцах знати, в различных учреждениях в столице и провинции.
Династические портреты Романовых и Рюриковичей — большая редкость в музейных собраниях. Как правило, подобные портреты восходят к парсунной живописи — самым ранним портретам, появившимся на Руси в XVII веке. Слово «парсуна», или «персона», пришло из латыни и обозначает «личность», «особа».
В традициях парсунной живописи написан представленный на выставке портрет Ивана Грозного. Парсуны соединяли в себе черты иконописи и светского портрета европейских стран. Изначально их писали в царских мастерских, художники запечатлевали правителей, парсуны были явлением придворной культуры. Портреты представляли собой довольно условные, даже отчасти вымышленные изображения, не всегда передавали внешность человека. Поэтому мастера использовали надписи или атрибуты, которые позволяли определить, кто представлен на картине.
Царей писали по одной схеме: в «большом наряде» — парадном царском облачении, с регалиями русских правителей. Так изображен и царь Иван Грозный: на голове — шапка, в руках он держит скипетр и державу. Широкое оплечье и полы наряда обильно украшены жемчугом и драгоценными камнями. Он представлен как мудрый монарх, который заботится о своих подданных.
Личность Ивана Грозного связана с Севером Руси. По указу царя 1584 года на правом берегу Северной Двины вокруг Михайло-Архангельского монастыря была заложена деревянная крепость, давшая имя городу Архангельску. Изначально его планировали построить как морской порт «для ярмарочного торга с англичанами».
Династические портреты Романовых и Рюриковичей — большая редкость в музейных собраниях. Как правило, подобные портреты восходят к парсунной живописи — самым ранним портретам, появившимся на Руси в XVII веке. Слово «парсуна», или «персона», пришло из латыни и обозначает «личность», «особа».
В традициях парсунной живописи написан представленный на выставке портрет Ивана Грозного. Парсуны соединяли в себе черты иконописи и светского портрета европейских стран. Изначально их писали в царских мастерских, художники запечатлевали правителей, парсуны были явлением придворной культуры. Портреты представляли собой довольно условные, даже отчасти вымышленные изображения, не всегда передавали внешность человека. Поэтому мастера использовали надписи или атрибуты, которые позволяли определить, кто представлен на картине.
Царей писали по одной схеме: в «большом наряде» — парадном царском облачении, с регалиями русских правителей. Так изображен и царь Иван Грозный: на голове — шапка, в руках он держит скипетр и державу. Широкое оплечье и полы наряда обильно украшены жемчугом и драгоценными камнями. Он представлен как мудрый монарх, который заботится о своих подданных.
Личность Ивана Грозного связана с Севером Руси. По указу царя 1584 года на правом берегу Северной Двины вокруг Михайло-Архангельского монастыря была заложена деревянная крепость, давшая имя городу Архангельску. Изначально его планировали построить как морской порт «для ярмарочного торга с англичанами».