В XVII веке картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов и так далее именовали описательно — по главному мотиву композиции. Так, в нидерландских инвентарях того времени можно встретить, например, следующие названия: «Горшок с цветами» и «Венок из цветов», а также «Кухня», «Завтрак с рыбой», «Фрукты», «Натюрморт с графином», «Курительные принадлежности» или «Суета сует».
В XVII веке в Европе существовало две школы натюрмортов: фламандская и голландская. Сначала натюрморты голландских и фламандских мастеров были схожи, однако к концу века наметилось различие. «Завтраки» — первый самобытный вид голландского натюрморта. Произведения голландских мастеров более сдержанны, выровнены по колориту, в них заметно пристальное внимание к деталям, к каждой отдельной вещи.
Неизвестный художник голландской школы XVII века написал натюрморт, который сейчас находится в собрании Приморской картинной галереи, в жанре «накрытый стол» или «завтрак». Это направление в искусстве натюрморта зародилось в городе Харлем. Местные участники стрелковых гильдий заказывали художникам групповые портреты — так они увековечивали традиционные встречи-банкеты, во время которых провожали отслуживших стрелков на пенсию. Постепенно мотив накрытого стола выделился в отдельный жанр. Такие будничные натюрморты носили патриотический характер, так как напоминали об участниках войны за независимость Голландии.
На полотнах голландских мастеров можно увидеть хлеб и пироги, лимоны и орехи, сыры, окорока и колбасы, блюда с устрицами, рыбой. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора изображенных предметов.
В хранящемся в Приморской галерее «Натюрморте» предметы мягко освещает рассеянный свет. На столе художник изобразил корзину с фруктами, пришедший из Германии высокий бокал акелей и серебряные блюда, которые могли позволить себе только богатые горожане. Что позволяет отнести этот «завтрак» к типу «роскошных» натюрмортов. А вот пирог и хлеб можно было увидеть на столе любого голландца. В качестве колоритного пятна на блюде лежит лимон со срезанной кожурой, которая закручивается спиралью.
В XVII веке в Европе существовало две школы натюрмортов: фламандская и голландская. Сначала натюрморты голландских и фламандских мастеров были схожи, однако к концу века наметилось различие. «Завтраки» — первый самобытный вид голландского натюрморта. Произведения голландских мастеров более сдержанны, выровнены по колориту, в них заметно пристальное внимание к деталям, к каждой отдельной вещи.
Неизвестный художник голландской школы XVII века написал натюрморт, который сейчас находится в собрании Приморской картинной галереи, в жанре «накрытый стол» или «завтрак». Это направление в искусстве натюрморта зародилось в городе Харлем. Местные участники стрелковых гильдий заказывали художникам групповые портреты — так они увековечивали традиционные встречи-банкеты, во время которых провожали отслуживших стрелков на пенсию. Постепенно мотив накрытого стола выделился в отдельный жанр. Такие будничные натюрморты носили патриотический характер, так как напоминали об участниках войны за независимость Голландии.
На полотнах голландских мастеров можно увидеть хлеб и пироги, лимоны и орехи, сыры, окорока и колбасы, блюда с устрицами, рыбой. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора изображенных предметов.
В хранящемся в Приморской галерее «Натюрморте» предметы мягко освещает рассеянный свет. На столе художник изобразил корзину с фруктами, пришедший из Германии высокий бокал акелей и серебряные блюда, которые могли позволить себе только богатые горожане. Что позволяет отнести этот «завтрак» к типу «роскошных» натюрмортов. А вот пирог и хлеб можно было увидеть на столе любого голландца. В качестве колоритного пятна на блюде лежит лимон со срезанной кожурой, которая закручивается спиралью.