Преобладающий жанр в коллекции Николая Голованова, несомненно, пейзаж, в то время как натюрмортов в собрании насчитывалось всего несколько штук.
С итальянского и французского «натюрморт» переводится как «мертвая природа». Однако в Нидерландах в XVII веке, где натюрморт впервые появился как самостоятельный жанр, он получил другое название, переводимое как «тихая жизнь вещей». Под этим голландцы подразумевали изображение натуры, неподвижной в момент изображения. Поэтому наряду с цветами, плодами, снедью, посудой, черепами, мертвой рыбой и битой дичью в голландских натюрмортах XVII века можно увидеть и изображения насекомых, ящериц и даже птиц и зверей.
Автор натюрморта Вильгельм Август Голике начал свой путь в живописи учеником в мастерской известного английского портретиста Джорджа Доу, создателя многочисленного ряда портретов участников Отечественной войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца. Голике некоторое время учился в Академии художеств. Принимал участие в выставках Академии и Общества поощрения художников. Создавал в основном жанровые сцены и портреты, в том числе писал портреты именитых особ: императрицы Александры Фёдоровны, графа С.С. Уварова.
На представленном натюрморте перед зрителем открывается чудесная картина: пышная цветочная композиция в фарфоровой вазе, сочные плоды вишни и лесных ягод, спелая тыква. Прорабатывая каждую деталь на полотне: стеклянный стакан с водой, ажурные крылья бабочки, тонко сплетенное гнездо птицы, — художник создает впечатление застывшего момента. Словно все здесь живо и подвижно. По архивным фотографиям 1950-х годов мы можем заметить, что натюрморт Голике находился в столовой музыканта. К концу жизни Николай Семёнович составил каталог своих произведений, благодаря которому сегодня мы можем знать многие данные о произведениях. Натюрморт кисти Голике в каталоге помечен «№ 32 подписной коллекции» из чего можно сделать вывод, что, по-видимому, работа ранее находилась в другом личном собрании. В настоящее время работы художника находятся во многих крупных музеях, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.
С итальянского и французского «натюрморт» переводится как «мертвая природа». Однако в Нидерландах в XVII веке, где натюрморт впервые появился как самостоятельный жанр, он получил другое название, переводимое как «тихая жизнь вещей». Под этим голландцы подразумевали изображение натуры, неподвижной в момент изображения. Поэтому наряду с цветами, плодами, снедью, посудой, черепами, мертвой рыбой и битой дичью в голландских натюрмортах XVII века можно увидеть и изображения насекомых, ящериц и даже птиц и зверей.
Автор натюрморта Вильгельм Август Голике начал свой путь в живописи учеником в мастерской известного английского портретиста Джорджа Доу, создателя многочисленного ряда портретов участников Отечественной войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца. Голике некоторое время учился в Академии художеств. Принимал участие в выставках Академии и Общества поощрения художников. Создавал в основном жанровые сцены и портреты, в том числе писал портреты именитых особ: императрицы Александры Фёдоровны, графа С.С. Уварова.
На представленном натюрморте перед зрителем открывается чудесная картина: пышная цветочная композиция в фарфоровой вазе, сочные плоды вишни и лесных ягод, спелая тыква. Прорабатывая каждую деталь на полотне: стеклянный стакан с водой, ажурные крылья бабочки, тонко сплетенное гнездо птицы, — художник создает впечатление застывшего момента. Словно все здесь живо и подвижно. По архивным фотографиям 1950-х годов мы можем заметить, что натюрморт Голике находился в столовой музыканта. К концу жизни Николай Семёнович составил каталог своих произведений, благодаря которому сегодня мы можем знать многие данные о произведениях. Натюрморт кисти Голике в каталоге помечен «№ 32 подписной коллекции» из чего можно сделать вывод, что, по-видимому, работа ранее находилась в другом личном собрании. В настоящее время работы художника находятся во многих крупных музеях, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.