Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тобольский губернский музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Нарты ездовые собачьи

Время создания
вторая половина XIX века — начало XX века
Место создания
Тюменская область, Россия
Размер
27х45х225 см
Техника
дерево, ручная работа
0
Открыть в приложении
#1
Нарты ездовые собачьи
#2
Узкие собачьи ездовые нарты поступили в Тобольский губернский музей еще в 1910 году — в дар от частного лица, господина Новицкого. Подобные нарты ханты использовали повсеместно.

Нарты полностью ручной работы. Мастер собрал их из деталей, вырезанных из разных пород деревьев и тщательно обработанных. На двух полозьях с тремя высокими вертикальными копыльцами — деревянными столбиками, которые поддерживали основную часть нарт — настелены вязы и установлено сиденье с короткой спинкой. К передним копыльцам мастер приделал дужку для привязывания и ручку в виде дуги. Тобольские нарты не самые крупные — иные могли делать больше 2,5 метра в длину.

Хранящиеся в музее нарты предназначены для езды на упряжках из собак. С их помощью подвозили к месту охоты продукты и необходимые вещи, вывозили добычу. Грузоподъемность нарт в зависимости от их размеров достигала 400 килограммов. Погонщика упряжной нарты называли каюр. Обычно каюр сидел на шкуре белого медведя посередине нарты и держался левой рукой за специальную дугу, предназначенную для балансировки. Собаками он управлял правой рукой при помощи палки-остола с металлическими кольцами на конце. Позвякивая ими, каюр направлял собак в нужную сторону. Остол также служил тормозом: каюр упирался им в землю, а если был сильно недоволен своими собаками, мог запустить эту палку в нерадивое животное.

Для уменьшения трения полозья поливали водой, которую носили в специальной фляге — при этом на полозьях образовывалась ледяная корка, обеспечивающая скольжение. 10–12 собак впрягали в такую нарту цугом, то есть попарно друг за другом. Собачья упряжь состояла из горизонтальной петли-лямки с наспинным и подбрюшным ремнями. Петлю надевали на шею и закрепляли веревками под грудь за передними ногами.

На коротких дистанциях собачьи упряжки шли медленнее оленьих, а на длинных — быстрее, так как собаки выносливее. Даже три собаки могли спокойно везти на нартах двоих людей. Однако при глубоком рыхлом снеге собакам было трудно тянуть упряжку, и тогда впереди шел лыжник и делал колею. В среднем собачья упряжка проходила 4–5 километров в час, а за день — более 30–40 километров. При легком грузе и хороших собаках в сутки можно было проехать 100–200 километров. 
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Нарты ездовые собачьи

Время создания
вторая половина XIX века — начало XX века
Место создания
Тюменская область, Россия
Размер
27х45х225 см
Техника
дерево, ручная работа
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%