Узкие собачьи ездовые нарты поступили в Тобольский губернский музей еще в 1910 году — в дар от частного лица, господина Новицкого. Подобные нарты ханты использовали повсеместно.
Нарты полностью ручной работы. Мастер собрал их из деталей, вырезанных из разных пород деревьев и тщательно обработанных. На двух полозьях с тремя высокими вертикальными копыльцами — деревянными столбиками, которые поддерживали основную часть нарт — настелены вязы и установлено сиденье с короткой спинкой. К передним копыльцам мастер приделал дужку для привязывания и ручку в виде дуги. Тобольские нарты не самые крупные — иные могли делать больше 2,5 метра в длину.
Хранящиеся в музее нарты предназначены для езды на упряжках из собак. С их помощью подвозили к месту охоты продукты и необходимые вещи, вывозили добычу. Грузоподъемность нарт в зависимости от их размеров достигала 400 килограммов. Погонщика упряжной нарты называли каюр. Обычно каюр сидел на шкуре белого медведя посередине нарты и держался левой рукой за специальную дугу, предназначенную для балансировки. Собаками он управлял правой рукой при помощи палки-остола с металлическими кольцами на конце. Позвякивая ими, каюр направлял собак в нужную сторону. Остол также служил тормозом: каюр упирался им в землю, а если был сильно недоволен своими собаками, мог запустить эту палку в нерадивое животное.
Для уменьшения трения полозья поливали водой, которую носили в специальной фляге — при этом на полозьях образовывалась ледяная корка, обеспечивающая скольжение. 10–12 собак впрягали в такую нарту цугом, то есть попарно друг за другом. Собачья упряжь состояла из горизонтальной петли-лямки с наспинным и подбрюшным ремнями. Петлю надевали на шею и закрепляли веревками под грудь за передними ногами.
На коротких дистанциях собачьи упряжки шли медленнее оленьих, а на длинных — быстрее, так как собаки выносливее. Даже три собаки могли спокойно везти на нартах двоих людей. Однако при глубоком рыхлом снеге собакам было трудно тянуть упряжку, и тогда впереди шел лыжник и делал колею. В среднем собачья упряжка проходила 4–5 километров в час, а за день — более 30–40 километров. При легком грузе и хороших собаках в сутки можно было проехать 100–200 километров.
Нарты полностью ручной работы. Мастер собрал их из деталей, вырезанных из разных пород деревьев и тщательно обработанных. На двух полозьях с тремя высокими вертикальными копыльцами — деревянными столбиками, которые поддерживали основную часть нарт — настелены вязы и установлено сиденье с короткой спинкой. К передним копыльцам мастер приделал дужку для привязывания и ручку в виде дуги. Тобольские нарты не самые крупные — иные могли делать больше 2,5 метра в длину.
Хранящиеся в музее нарты предназначены для езды на упряжках из собак. С их помощью подвозили к месту охоты продукты и необходимые вещи, вывозили добычу. Грузоподъемность нарт в зависимости от их размеров достигала 400 килограммов. Погонщика упряжной нарты называли каюр. Обычно каюр сидел на шкуре белого медведя посередине нарты и держался левой рукой за специальную дугу, предназначенную для балансировки. Собаками он управлял правой рукой при помощи палки-остола с металлическими кольцами на конце. Позвякивая ими, каюр направлял собак в нужную сторону. Остол также служил тормозом: каюр упирался им в землю, а если был сильно недоволен своими собаками, мог запустить эту палку в нерадивое животное.
Для уменьшения трения полозья поливали водой, которую носили в специальной фляге — при этом на полозьях образовывалась ледяная корка, обеспечивающая скольжение. 10–12 собак впрягали в такую нарту цугом, то есть попарно друг за другом. Собачья упряжь состояла из горизонтальной петли-лямки с наспинным и подбрюшным ремнями. Петлю надевали на шею и закрепляли веревками под грудь за передними ногами.
На коротких дистанциях собачьи упряжки шли медленнее оленьих, а на длинных — быстрее, так как собаки выносливее. Даже три собаки могли спокойно везти на нартах двоих людей. Однако при глубоком рыхлом снеге собакам было трудно тянуть упряжку, и тогда впереди шел лыжник и делал колею. В среднем собачья упряжка проходила 4–5 километров в час, а за день — более 30–40 километров. При легком грузе и хороших собаках в сутки можно было проехать 100–200 километров.