В экспозицию Тобольского губернского музея оловянные отливки передали в 1911 году из организационного Бюро при Тобольском губернском комитете Первой Западно-Сибирской выставки, на которой они были представлены. Отливки поступили в музейную коллекцию вместе с формами для их изготовления.
Обские угры украшали такими отливками свою одежду и одежды духов-покровителей. Женщины нашивали их на свою и детскую одежду, украшали пояса. Олово было довольно дешевым металлом и пользовалось популярностью даже когда на западе России его вытеснили медь и бронза. У четырех оловянных отливок из коллекции музея разные орнаменты и размеры, такие часто нашивали на воротники верхней одежды сургутские ханты.
В конце XVIII — первой половине XIX века отливки делали с учетом древних традиций. Предметы из свинца и олова, применяемые в обрядах северных групп манси и хантов, можно условно разделить на следующие группы: изображения духов-покровителей и их помощников, фигурки «иттерма» — временного вместилища души умершего, шаманская атрибутика, изображения животных, птиц и рыб, отлитые с магическими целями.
Бытовали подобные отливки в Урьевских юртах Локосовской управы Сургутского уезда Тобольской губернии. Небольшие слитки свинца и олова ханты и манси покупали у русских. В XX веке для отливки ритуальных принадлежностей иногда использовали дробь. Технологический процесс отливки был предельно простым: свинцовый или оловянный слиток разогревали в металлической кружке на костре и заливали в приготовленную форму. Литейную форму вырезали ножом из куска дерева или глины и использовали один раз.
Оловянные отливки имеют особенности хранения, связанные с их физическими свойствами. Природное олово существует в двух модификациях: белое олово и серое олово — материал с меньшей плотностью, чем у белого. При охлаждении белое олово превращается в серое, после чего резко увеличивается удельный объем материала на четверть и металл рассыпается в серый порошок. Такое превращение быстрее всего происходит при температуре -33 °C, а если есть контакт белого олова с серым, то так называемая «оловянная чума» быстро распространяется от одного предмета к другому. Поэтому оловянные украшения старались хранить в тепле. Пораженное «чумой» олово можно было переплавить и использовать заново.
Обские угры украшали такими отливками свою одежду и одежды духов-покровителей. Женщины нашивали их на свою и детскую одежду, украшали пояса. Олово было довольно дешевым металлом и пользовалось популярностью даже когда на западе России его вытеснили медь и бронза. У четырех оловянных отливок из коллекции музея разные орнаменты и размеры, такие часто нашивали на воротники верхней одежды сургутские ханты.
В конце XVIII — первой половине XIX века отливки делали с учетом древних традиций. Предметы из свинца и олова, применяемые в обрядах северных групп манси и хантов, можно условно разделить на следующие группы: изображения духов-покровителей и их помощников, фигурки «иттерма» — временного вместилища души умершего, шаманская атрибутика, изображения животных, птиц и рыб, отлитые с магическими целями.
Бытовали подобные отливки в Урьевских юртах Локосовской управы Сургутского уезда Тобольской губернии. Небольшие слитки свинца и олова ханты и манси покупали у русских. В XX веке для отливки ритуальных принадлежностей иногда использовали дробь. Технологический процесс отливки был предельно простым: свинцовый или оловянный слиток разогревали в металлической кружке на костре и заливали в приготовленную форму. Литейную форму вырезали ножом из куска дерева или глины и использовали один раз.
Оловянные отливки имеют особенности хранения, связанные с их физическими свойствами. Природное олово существует в двух модификациях: белое олово и серое олово — материал с меньшей плотностью, чем у белого. При охлаждении белое олово превращается в серое, после чего резко увеличивается удельный объем материала на четверть и металл рассыпается в серый порошок. Такое превращение быстрее всего происходит при температуре -33 °C, а если есть контакт белого олова с серым, то так называемая «оловянная чума» быстро распространяется от одного предмета к другому. Поэтому оловянные украшения старались хранить в тепле. Пораженное «чумой» олово можно было переплавить и использовать заново.