Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Тобольский губернский музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Лютня смычковая

Время создания
конец XIX века
Место создания
Россия, юрты Тоболдинские
Размер
57,5х14 см
Техника
Дерево, резьба, выпиливание, выдалбливание, склеивание дерева, сверление
3
Открыть в приложении
#1
Лютня смычковая
#4
В 1915 году в фонды губернского музея из Тоболдинских юрт Тобольской губернии поступила смычковая лютня северных манси. Ее национальное мансийское название — нэрнэ-ив. Такая лютня совсем не похожа на средневековую, которая имела четыре или пять пар струн и собиралась из отдельных ребер твердого дерева.

Северная западносибирская лютня — это струнный музыкальный инструмент ладьевидной формы. Тобольский музей экспонат сделан вручную — мастер выдолбил корпус из цельного куска дерева. Лютня состоит из полого корпуса, прямого уплощенного грифа и деки, вырезанной по форме корпуса. Носовую часть мастер сделал удлиненной и завершил ее треугольным выступом. У инструмента предусмотрена всего лишь одна, редко две струны, которые делали из конского волоса или из сухожилий лося. Струна натягивалась с помощью колка в виде небольшого стержня.

Смычок представлял собой чуть изогнутую палочку в форме лука с приделанным к краям пучком скрученных конских волос. Один конец смычка расширялся, образуя ручку. Для того чтобы смычок не потерялся, мастер в днище лютни проделал специальное сквозное отверстие для его хранения.

Обычно название инструмента — нэрнэ-ив — переводят как «женское дерево». Это связано с высоким звучанием, напоминающим женский голос. Музыкант, играя на инструменте, действительно извлекал звуки, напоминающие плач и передающие все оттенки человеческого голоса. При игре инструмент ставили на одно колено, иногда его привязывали к ноге нитью, продетой сквозь специальное отверстие в корпусе. Играющий одной рукой прижимал струну, другой водил смычком. Еще одна техника игры предполагала, что музыкант будет раскачивать лютню навстречу смычку. Канифоль — сосновая смола для натирки смычка — всегда находилась рядом, на задней стороне корпуса лютни.

Обычно лютню использовали для камерного исполнения или играли на ней на праздничных церемониях. Одно-, двухструнные смычковые коробчатые лютни северные манси называли нэрнэ-ив, южные манси — нернэ-хар. Двухструнную смычковую лютню северные ханты называли — нингйив, что тоже означало «женское дерево», как и мансийское нэрнэ-ив.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Лютня смычковая

Время создания
конец XIX века
Место создания
Россия, юрты Тоболдинские
Размер
57,5х14 см
Техника
Дерево, резьба, выпиливание, выдалбливание, склеивание дерева, сверление
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%