В 1915 году в фонды губернского музея из Тоболдинских юрт Тобольской губернии поступила смычковая лютня северных манси. Ее национальное мансийское название — нэрнэ-ив. Такая лютня совсем не похожа на средневековую, которая имела четыре или пять пар струн и собиралась из отдельных ребер твердого дерева.
Северная западносибирская лютня — это струнный музыкальный инструмент ладьевидной формы. Тобольский музей экспонат сделан вручную — мастер выдолбил корпус из цельного куска дерева. Лютня состоит из полого корпуса, прямого уплощенного грифа и деки, вырезанной по форме корпуса. Носовую часть мастер сделал удлиненной и завершил ее треугольным выступом. У инструмента предусмотрена всего лишь одна, редко две струны, которые делали из конского волоса или из сухожилий лося. Струна натягивалась с помощью колка в виде небольшого стержня.
Смычок представлял собой чуть изогнутую палочку в форме лука с приделанным к краям пучком скрученных конских волос. Один конец смычка расширялся, образуя ручку. Для того чтобы смычок не потерялся, мастер в днище лютни проделал специальное сквозное отверстие для его хранения.
Обычно название инструмента — нэрнэ-ив — переводят как «женское дерево». Это связано с высоким звучанием, напоминающим женский голос. Музыкант, играя на инструменте, действительно извлекал звуки, напоминающие плач и передающие все оттенки человеческого голоса. При игре инструмент ставили на одно колено, иногда его привязывали к ноге нитью, продетой сквозь специальное отверстие в корпусе. Играющий одной рукой прижимал струну, другой водил смычком. Еще одна техника игры предполагала, что музыкант будет раскачивать лютню навстречу смычку. Канифоль — сосновая смола для натирки смычка — всегда находилась рядом, на задней стороне корпуса лютни.
Обычно лютню использовали для камерного исполнения или играли на ней на праздничных церемониях. Одно-, двухструнные смычковые коробчатые лютни северные манси называли нэрнэ-ив, южные манси — нернэ-хар. Двухструнную смычковую лютню северные ханты называли — нингйив, что тоже означало «женское дерево», как и мансийское нэрнэ-ив.
Северная западносибирская лютня — это струнный музыкальный инструмент ладьевидной формы. Тобольский музей экспонат сделан вручную — мастер выдолбил корпус из цельного куска дерева. Лютня состоит из полого корпуса, прямого уплощенного грифа и деки, вырезанной по форме корпуса. Носовую часть мастер сделал удлиненной и завершил ее треугольным выступом. У инструмента предусмотрена всего лишь одна, редко две струны, которые делали из конского волоса или из сухожилий лося. Струна натягивалась с помощью колка в виде небольшого стержня.
Смычок представлял собой чуть изогнутую палочку в форме лука с приделанным к краям пучком скрученных конских волос. Один конец смычка расширялся, образуя ручку. Для того чтобы смычок не потерялся, мастер в днище лютни проделал специальное сквозное отверстие для его хранения.
Обычно название инструмента — нэрнэ-ив — переводят как «женское дерево». Это связано с высоким звучанием, напоминающим женский голос. Музыкант, играя на инструменте, действительно извлекал звуки, напоминающие плач и передающие все оттенки человеческого голоса. При игре инструмент ставили на одно колено, иногда его привязывали к ноге нитью, продетой сквозь специальное отверстие в корпусе. Играющий одной рукой прижимал струну, другой водил смычком. Еще одна техника игры предполагала, что музыкант будет раскачивать лютню навстречу смычку. Канифоль — сосновая смола для натирки смычка — всегда находилась рядом, на задней стороне корпуса лютни.
Обычно лютню использовали для камерного исполнения или играли на ней на праздничных церемониях. Одно-, двухструнные смычковые коробчатые лютни северные манси называли нэрнэ-ив, южные манси — нернэ-хар. Двухструнную смычковую лютню северные ханты называли — нингйив, что тоже означало «женское дерево», как и мансийское нэрнэ-ив.