Нарс-юх (нарсьюх, буквально — «играющее дерево») — струнный щипковый инструмент в виде лодочки, распространенный в хантыйской культуре. Издавна он применялся как для ритуального, так и для простого музицирования.
Как правило, нарс-юх мастерили из древесины ели или осины, верхнюю крышку приклеивали к корпусу клеем из рыбьих внутренностей. Этим же клеем пропитывали струны из оленьих сухожилий. Один конец инструмента делали заостренным, другой, напротив, раздваивали и соединяли перекладиной. На крестообразный резонатор накладывали деку, а над ней натягивали три, пять или семь струн, закрепляя между перекладиной и острым концом (в этом месте их завязывали узлом). Для натяжения струн использовали «барашки» из птичьих косточек или деревянных штырьков.
Традиционно на нарс-юхе играли только мужчины, хотя в настоящее время осваивают это мастерство и женщины. Исполнитель держал инструмент на коленях, прижав его к животу, в горизонтальном, немного наклонном положении, одной рукой защипывал струны, а другой прижимал их на разной длине, тонируя звучание. В отдельных случаях играли обеими руками или использовали небольшую дощечку-плектр. «В некоторые инструменты, — дополняет Реональда Степановна Ользина, — для усиления звука насыпали соль, дробь, камешки, стеклянные или металлические пластинки».
Шаманы использовали нарс-юх в процессе общения с духами — камлания — и никогда не продавали свой инструмент: считалось, что вместе с ним человек продаст и свою душу. Постоянным помощником выступал нарс-юх и для музыкантов-лекарей. Вне отправления каких-либо культовых действий под этот инструмент исполняли песни и сказания о подвигах героев и богатырей. Без игры на нарс-юхе не обходятся и традиционные «медвежьи игрища».
Современные модели нарс-юха несколько отличаются от традиционных. Вместо крестообразного резонаторного отверстия вырезают круглое, отсутствует развилка на корпусе, натягивают обычные металлические струны. В таком виде инструмент фигурирует в ансамблях этнической музыки.
Представленный инструмент бытовал в семье родителей жительницы села Шеркалы Надежды Георгиевны Федотовой (1958 года рождения).