Важнейшая составная часть музыкального фольклора Белгородчины — это народные музыкальные инструменты. Судя по тому, как часто народные инструменты упоминаются в песенном фольклоре края, можно говорить, насколько они были распространены и любимы в народе.
Еще в древности люди заметили, что звук возникает от удара по дереву или камню. Конечно, это еще не музыкальный звук, но именно так зарождалась самая древняя, самая шумная и многочисленная группа инструментов — ударная. Прежде всего ударные инструменты использовали для подачи всевозможных сигналов. Затем они стали музыкальными.
Однако музыка состоит не только из мелодии, но и из ритма. В ряде районов Белгородчины, граничащих с Курской областью, играли на трещотке — одном из древнейших русских народных ударных музыкальных инструментов. Этот инструмент издает характерное звучание, которое нельзя ни с чем спутать. Он использовался для сопровождения свадебных, величальных или плясовых песен.
Звук с определенной высотой давал также деревянный рубель, который был предметом старинного быта. Играли на нем просто — по нему проводили деревянной палкой вверх и вниз. Получался громкий трескучий звук.
Наиболее разнообразны духовые инструменты. Многие из них имеют очень древнее происхождение. Их делали из дерева, тростника, камыша, глины, рогов животных. Скорее всего, название всей этой группы — духовые — произошло от старинного русского слова дух, что значит воздух, и от глагола дуть, а может, и от слова душа. Ведь для того, чтобы звучание стало по-настоящему музыкальным, надо играть с душой, вкладывать в игру душу. Видимо, первыми создателями духовых были пастухи — люди одной из самых древних профессий.
Разные дудки, жалейки, свирели, сопелки, рожки, пыжатки легко вырезались из подручного материала: тростника, камыша, веток.
Первые инструменты имели простейшее устройство. Со временем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями, мундштуками. Из рогов домашних и диких животных делали духовые инструменты без голосовых отверстий. Их так и называли — рога.
Одно из недавних открытий отечественной фольклористики —
традиция игры на травяной дудке. Этот инструмент бытовал
на территории Алексеевского, Красногвардейского, Валуйского районов
Белгородской области. На травяных дудках играли летом, с середины
июля и до самых холодов. Традиция игры на дудке жива
на Белгородчине до сих пор.