Мечеть Нур-Али располагалась в XIV–XV веках в Казанском кремле. Исходя из архитектурных особенностей сооружения и сохранившихся упоминаний, историки предполагают, что здание было построено в XIII–XIV веках или в первые годы существования Казанского ханства.
Упоминания о каменной мечети не раз встречаются в русских документах времен Средневековья, есть информация о ней и в краеведческой литературе более позднего периода. Согласно историческим документам, мечеть располагалась рядом с башней Нур-Али (в русскоязычных источниках она фигурирует как Муралеева башня), дополняла центральную группу мечетей у казанского ханского дворца.
Предположительно, мечеть находилась на склоне Кремлевского холма, рядом с которым сегодня располагается Тайницкая башня. На месте Тайницкой башни и стояла Муралеева, судя по информации из различных источников. С этой башней связаны ключевые события штурма Казани.
Через Муралееву башню осажденные ходили за водой к источнику, благодаря чему были способны выдерживать долгую осаду. Войска Ивана Грозного узнали об этом, сделали подкоп, подложили порох, и от башни остались лишь руины. А еще именно через эту башню Иван Грозный въезжал в кремлевские стены: улицу от входа до современной башни Сююмбике пришлось расчищать от горы трупов.
В те годы Казань и Крым были тесно связаны, а зодчество Казанского ханства ориентировалось на Истанбул. Именно оттуда, по свидетельствам историков, приезжали в Казань известные мастера-архитекторы и принимали активное участие в строительстве мечетей, в том числе, возможно, и Нур-Али. Здание представляло собой типичный образец сдержанного османского стиля.
Мечеть Нур-Али по своей конструкции — центрально-купольное сооружение, примерные размеры — 15×17 метров. С восточного фасада к зданию примыкала пристройка сеней, а по его углам возвышались один или два минарета. Скорее всего, здание было построено из камня, имело простые лаконичные формы, у покрытия из черепицы или дерева был минимум резных деталей: только в районе входа или вверху минарета.
Интерьеры мечетей тех времен тоже не отличались богатым убранством: они были довольно скромными, по основанию и куполу были нанесены расписные красочные орнаменты. Самый пышный декор был на михрабе и деревянном минбаре. Также интерьер украшали тканями, коврами, светильниками.
Макет, изготовленный в масштабе 1:50, представляет мечеть Нур-Али так, как ее описывают историки.
Упоминания о каменной мечети не раз встречаются в русских документах времен Средневековья, есть информация о ней и в краеведческой литературе более позднего периода. Согласно историческим документам, мечеть располагалась рядом с башней Нур-Али (в русскоязычных источниках она фигурирует как Муралеева башня), дополняла центральную группу мечетей у казанского ханского дворца.
Предположительно, мечеть находилась на склоне Кремлевского холма, рядом с которым сегодня располагается Тайницкая башня. На месте Тайницкой башни и стояла Муралеева, судя по информации из различных источников. С этой башней связаны ключевые события штурма Казани.
Через Муралееву башню осажденные ходили за водой к источнику, благодаря чему были способны выдерживать долгую осаду. Войска Ивана Грозного узнали об этом, сделали подкоп, подложили порох, и от башни остались лишь руины. А еще именно через эту башню Иван Грозный въезжал в кремлевские стены: улицу от входа до современной башни Сююмбике пришлось расчищать от горы трупов.
В те годы Казань и Крым были тесно связаны, а зодчество Казанского ханства ориентировалось на Истанбул. Именно оттуда, по свидетельствам историков, приезжали в Казань известные мастера-архитекторы и принимали активное участие в строительстве мечетей, в том числе, возможно, и Нур-Али. Здание представляло собой типичный образец сдержанного османского стиля.
Мечеть Нур-Али по своей конструкции — центрально-купольное сооружение, примерные размеры — 15×17 метров. С восточного фасада к зданию примыкала пристройка сеней, а по его углам возвышались один или два минарета. Скорее всего, здание было построено из камня, имело простые лаконичные формы, у покрытия из черепицы или дерева был минимум резных деталей: только в районе входа или вверху минарета.
Интерьеры мечетей тех времен тоже не отличались богатым убранством: они были довольно скромными, по основанию и куполу были нанесены расписные красочные орнаменты. Самый пышный декор был на михрабе и деревянном минбаре. Также интерьер украшали тканями, коврами, светильниками.
Макет, изготовленный в масштабе 1:50, представляет мечеть Нур-Али так, как ее описывают историки.