Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История заселения Приамурья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Орнамент на рыбьей коже

Время создания
первая половина XX века
Место создания
СССР, Дальневосточный край
Размер
5x31 см
Техника
ткань, рыбья кожа, краска; вырезание, шитье
0
Открыть в приложении
#4

Орнамент на рыбьей коже, окрашенной в синий цвет, представленный в экспозиции, мастер нашил мелкими стежками на белую хлопчатобумажную ткань. Такие орнаменты создавали для украшения халатов. Узор этот — спирально-ленточного типа, причем спиральные элементы были объединены создателем в единый орнамент узкой линией.

Рыбья кожа считается одним из древнейших материалов, который человек освоил и научился в совершенстве обрабатывать. Ей находили самое широкое применение: из нее создавали одежду, писчие материалы. Такая особенность была присуща этносам, в чьей жизни рыболовный промысел был основным занятием.

Орнамент нанайцев имел долгую историю развития, его истоки можно проследить в эпохе неолита. Многие века подобные узоры для этого коренного дальневосточного народа служили не столько декоративным средством, сколько древней знаковой системой, концентрировавшей в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе.

Спинки халатов создавали как своеобразные книги, где содержалась информация о мирах: верхнем, среднем и нижнем, о сотворении земли и всего живого, о конкретном роде. Сложнейшие спирали соединялись в образы мирового древа, драконов, птиц, рыб, змей, создавая, согласно представлениям, мощное защитное поле для поколений. Часть орнаментов окрашивали природными красителями.

Спираль у нанайцев присутствовала практически везде, на предметах любого назначения и на любом материале. Зооморфные образы вплетались в основную канву спирально-ленточных узоров. Почти всегда они были стилизованы, но при этом сохраняли характерные движения, позы и характеры животных, зафиксированные наблюдательностью художника — исконного лесного жителя, охотника и рыболова.

Обращаясь к изображениям животных в нанайском орнаменте, в большинстве случаев художник рисовал их профильный силуэт. Это относилось к изображениям птиц (кроме орла), лесных животных: оленя, изюбра, зайца, соболя, а также рыб. Мелкие представители фауны — пресмыкающиеся и насекомые — фиксировались взглядом художника сверху, как бы распластанными. Наконец, объединяла все это в единую систему узкая лента или линия.
#6
Орнамент на рыбьей коже
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Орнамент на рыбьей коже

Время создания
первая половина XX века
Место создания
СССР, Дальневосточный край
Размер
5x31 см
Техника
ткань, рыбья кожа, краска; вырезание, шитье
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%