Нагрудное украшение с сюжетной композицией нашли в курганном могильнике Чердашный Лог-III, который находится на левом берегу реки Томь в Западной Сибири. Раскопки на этой территории провели под руководством археолога Андрея Гамана в 1994 году.
Изделие относится к VI–VII векам нашей эры — к периоду раннего Средневековья. Его нашли внутри захоронения, украшение располагалось на груди умершего — воина или даже вождя. Вместе с изделием обнаружили оружие, доспехи и конскую упряжь. Так хоронили только знатных воинов.
Бляху отлили из бронзы. Это довольно сложная, искусно замкнутая многофигурная композиция, она включает в себя пять хорошо различимых изображений.
В центре украшения древний мастер изобразил мужскую фигуру. Это сидящий усатый человек в воинском облачении: на его голову надет остроконечный шлем, а к наборному поясу прикреплен меч. Воина окружают несколько символических образов: солнце, луна, птица и змея.
Хищная птица с распростертыми крыльями, которая находится над мужской фигурой, напоминает орла. Ее непропорционально крупные когтистые лапы спускаются на плечи воина. Когти внешне напоминают медвежьи — персонажи, сочетающие признаки медведя и хищной птицы, достаточно часто встречались в западно-сибирском литье этого времени.
В нижней части композиции мастер изобразил двухголовую змею или ящера. Она изогнута таким образом, что обе ее головы упираются в крылья птицы. Слева и справа от центральной фигуры воина расположены антропоморфные (человекоподобные) личины: правая символизирует Солнце, а левая — Луну.
Изображение на бляхе можно интерпретировать как миф о строении Вселенной или как эпическое героическое сказание о происхождении вождя. Исследователи полагают, что образы, скорее всего, носят космологический характер. Мастер представил на бляхе Вселенную в виде трех миров, каждый из которых ассоциировался с определенным персонажем. Хищная птица с распростертыми крыльями олицетворяла Верхний мир, двухголовый ящер или змея — Нижний, а воин — Средний, мир людей. Вертикальная ось между человеком и Солнцем, как правило, символизировала посох — аналог мирового дерева. Он соединял небо, землю и преисподнюю в одно космическое пространство.
Изделие относится к VI–VII векам нашей эры — к периоду раннего Средневековья. Его нашли внутри захоронения, украшение располагалось на груди умершего — воина или даже вождя. Вместе с изделием обнаружили оружие, доспехи и конскую упряжь. Так хоронили только знатных воинов.
Бляху отлили из бронзы. Это довольно сложная, искусно замкнутая многофигурная композиция, она включает в себя пять хорошо различимых изображений.
В центре украшения древний мастер изобразил мужскую фигуру. Это сидящий усатый человек в воинском облачении: на его голову надет остроконечный шлем, а к наборному поясу прикреплен меч. Воина окружают несколько символических образов: солнце, луна, птица и змея.
Хищная птица с распростертыми крыльями, которая находится над мужской фигурой, напоминает орла. Ее непропорционально крупные когтистые лапы спускаются на плечи воина. Когти внешне напоминают медвежьи — персонажи, сочетающие признаки медведя и хищной птицы, достаточно часто встречались в западно-сибирском литье этого времени.
В нижней части композиции мастер изобразил двухголовую змею или ящера. Она изогнута таким образом, что обе ее головы упираются в крылья птицы. Слева и справа от центральной фигуры воина расположены антропоморфные (человекоподобные) личины: правая символизирует Солнце, а левая — Луну.
Изображение на бляхе можно интерпретировать как миф о строении Вселенной или как эпическое героическое сказание о происхождении вождя. Исследователи полагают, что образы, скорее всего, носят космологический характер. Мастер представил на бляхе Вселенную в виде трех миров, каждый из которых ассоциировался с определенным персонажем. Хищная птица с распростертыми крыльями олицетворяла Верхний мир, двухголовый ящер или змея — Нижний, а воин — Средний, мир людей. Вертикальная ось между человеком и Солнцем, как правило, символизировала посох — аналог мирового дерева. Он соединял небо, землю и преисподнюю в одно космическое пространство.