В коллекции музея хранится бронзовая фигурка, напоминающая букву «Н» в русском написании. На ее концах изображены головы хтонических существ. Все они разные: верхние смотрят друг на друга, а нижние — в одну сторону. У одной из нижних голов мастер изобразил зубы, а у второй нет. Однако у всех есть пара рогов или ушей, рядом с которыми расположены овальные отверстия.
Во многих религиях и мифах хтонические существа символизировали дикую природную мощь земли или подземное царство. Их часто изображали звероподобными: с выгнутыми вперед конечностями, шипастой или гривастой холкой и задранной головой. Таких существ считали странными и опасными, поэтому еще одной характерной чертой была раскрытая пасть — ревущая или зверски оскаленная.
Исследователи отнесли находку к кулайской культуре. В сибирской мифологии хтонические существа были связаны с идеей перерождения. Их считали агрессивными созданиями, оборотнями, наделенными сверхъестественными способностями. По верованиям, в них могли превращаться животные: лось, лягушка, щука, медведь и другие. Также кулайцы верили, что обернуться хтоническим существом мог и старый человек. У чудовищ не было детства, они не могли размножаться, однако бессмертными их не считали.
Кулайцы — таежные племена, которые сформировались на севере Томской области в V веке до нашей эры. Они были известны как хорошие воины. В годы климатических перемен кулайцы расселились к югу от границ леса. Они часто воевали: между собой и с другими народами.
«Война всех против всех» была частым явлением в древние века. Поэтому племена возводили на высоких местах городища — поселения, которые укрепляли оборонительными сооружениями: рвами и валами. В городищах кулайцы не только жили и укрывались от врагов, но и создавали бронзолитейные центры, где изготавливали различные изделия.
Кулайская культура наиболее известна своим редким ажурным культовым литьем. Местные мастера отливали фигурки людей, птиц, животных и хтонических существ, а также различные композиции с их участием. Чаще всего в кулайской литейной культуре встречались фигуры лосей и птиц.
Во многих религиях и мифах хтонические существа символизировали дикую природную мощь земли или подземное царство. Их часто изображали звероподобными: с выгнутыми вперед конечностями, шипастой или гривастой холкой и задранной головой. Таких существ считали странными и опасными, поэтому еще одной характерной чертой была раскрытая пасть — ревущая или зверски оскаленная.
Исследователи отнесли находку к кулайской культуре. В сибирской мифологии хтонические существа были связаны с идеей перерождения. Их считали агрессивными созданиями, оборотнями, наделенными сверхъестественными способностями. По верованиям, в них могли превращаться животные: лось, лягушка, щука, медведь и другие. Также кулайцы верили, что обернуться хтоническим существом мог и старый человек. У чудовищ не было детства, они не могли размножаться, однако бессмертными их не считали.
Кулайцы — таежные племена, которые сформировались на севере Томской области в V веке до нашей эры. Они были известны как хорошие воины. В годы климатических перемен кулайцы расселились к югу от границ леса. Они часто воевали: между собой и с другими народами.
«Война всех против всех» была частым явлением в древние века. Поэтому племена возводили на высоких местах городища — поселения, которые укрепляли оборонительными сооружениями: рвами и валами. В городищах кулайцы не только жили и укрывались от врагов, но и создавали бронзолитейные центры, где изготавливали различные изделия.
Кулайская культура наиболее известна своим редким ажурным культовым литьем. Местные мастера отливали фигурки людей, птиц, животных и хтонических существ, а также различные композиции с их участием. Чаще всего в кулайской литейной культуре встречались фигуры лосей и птиц.