Обувь на высокой подошве известна с глубокой древности. Еще актеры древнегреческого театра надевали обувь на очень толстой подошве — «котурнусы». В XIV веке в общественных банях на Ближнем Востоке носили деревянные сандалии «кабкабы», которые украшали ракушками и слоновой костью. Они защищали ноги посетителей от нагретых и мокрых полов. В Средние века в Европе представители всех сословий носили обувь на высокой деревянной подошве, чтобы не испачкать одежду в грязи. Такие туфли назывались «чопины». В Китае же мужчины, в основном военные и аристократы, носили обувь на широкой хлопковой подошве. Чуть позже актеры Пекинской оперы таким образом выделяли важных персонажей на сцене.
Поэтому и Северо-Западный Кавказ не обошла своеобразная мода на высокие платформы. Здесь они назывались «котурны». Это древнейший вид женской обуви, который адыги продолжали носить в XIX веке. Они представляли собой открытые туфли-ходули с высокими подпорками.
Обычно женщины надевали такие ходули только на праздники. Однако представительницы знатных семейств носили их во время каждого выхода из дома, подчеркивая свой особый социальный статус. В этой обуви можно было передвигаться только мелкими плавными шагами — а именно такую походку адыги считали наиболее грациозной и женственной.
Котурны никогда не носили на босу ногу. Сначала надевали мягкие кожаные туфельки-чувяки, а только потом становились на ходули. Если женщину или девушку приглашали на танец, она изящно сходила с котурнов у края танцевальной площадки и шла танцевать в чувяках, после танца ходули надевали снова.
Изготовление котурнов было сложным и трудоемким процессом. Мастер вырезал деревянную основу по форме ступни и оставлял носок заостренным. Основу закрепляли на двух подпорках одинакового размера, их высота могла доходить до 18 сантиметров. Подпорки одинакового размера для устойчивости делали полукруглой формы и постепенно расширяющимися к низу. Нога могла держаться за счет широкой галунной ленты или шнурков. Котурны, представленные в экспозиции, изготовлены в виде скамеечек. Подпорки орнаментированы фигурными накладками из красной жести со штампованным узором. По обе стороны основы прикреплено по паре металлических петель для шнурков.
Поэтому и Северо-Западный Кавказ не обошла своеобразная мода на высокие платформы. Здесь они назывались «котурны». Это древнейший вид женской обуви, который адыги продолжали носить в XIX веке. Они представляли собой открытые туфли-ходули с высокими подпорками.
Обычно женщины надевали такие ходули только на праздники. Однако представительницы знатных семейств носили их во время каждого выхода из дома, подчеркивая свой особый социальный статус. В этой обуви можно было передвигаться только мелкими плавными шагами — а именно такую походку адыги считали наиболее грациозной и женственной.
Котурны никогда не носили на босу ногу. Сначала надевали мягкие кожаные туфельки-чувяки, а только потом становились на ходули. Если женщину или девушку приглашали на танец, она изящно сходила с котурнов у края танцевальной площадки и шла танцевать в чувяках, после танца ходули надевали снова.
Изготовление котурнов было сложным и трудоемким процессом. Мастер вырезал деревянную основу по форме ступни и оставлял носок заостренным. Основу закрепляли на двух подпорках одинакового размера, их высота могла доходить до 18 сантиметров. Подпорки одинакового размера для устойчивости делали полукруглой формы и постепенно расширяющимися к низу. Нога могла держаться за счет широкой галунной ленты или шнурков. Котурны, представленные в экспозиции, изготовлены в виде скамеечек. Подпорки орнаментированы фигурными накладками из красной жести со штампованным узором. По обе стороны основы прикреплено по паре металлических петель для шнурков.