Эта нагайка ручной работы — новодел. Выполнена по старинной технологии в 1992 году. Она состоит из костяной ручки, сделанной из раздвоенного копытца. В верхней части — петля для руки, называемая темляк. Сама плеть из тонких кожаных сыромятных ремешков, переплетенных в косичку, заканчивается объемным узлом.
Суровая кожаная плетка являлась важным историческим символом казачества и была важным атрибутом в жизни донского народа. Она была частью военного снаряжения. Нагайка сопровождала казака в течение всей его жизни, с ней связан ряд обычаев: например, зять получал нагайку в подарок от тестя на свадьбу. Считалось, что она может принадлежать исключительно женатому мужчине и должна висеть на определенном месте в спальне.
В знак уважения нагайку бросали к ногам гостя, тот должен был ее вернуть и обнять хозяина. Если же гость переступал лежащую плеть, это было оскорблением. Взаимный обмен нагайками у казаков считался наилучшим знаком примирения. Полагали также, что плеть, насквозь пропитанная лошадиным потом, отгоняет нечисть, поэтому ее крепили к изголовью кровати девушек и некрещеных младенцев. После смерти казака нагайку вместе с шашкой клали к нему в гроб.
Мальчиков обучали технике владения нагайкой с восьмилетнего возраста. Обязательным условием было выполнение упражнений с широко открытыми глазами, чтобы хорошо видеть оружие. В бою плеть выполняла вспомогательную роль и в целом служила для оглушения противника, если была утеряна шашка или пика. Но опытные воины с ее помощью могли стащить седока с лошади и нанести смертельный удар.
Существует несколько версий происхождения названия этой плетки: от наименования северокавказской народности — ногайцев; от санскритского «нага», что означало «змея», поскольку плетение напоминало чешую; от того, что плеть затыкали за голенище сапога и она постоянно находилась рядом с ногой, поэтому — нагайка.
Виды и состав нагаек различаются по регионам, обычно это кость и кожа или дерево и кость. Длина рукоятки — около 35 сантиметров, длина самой плети — до полуметра.
Изначально нагайка была создана для подстегивания коня, но постепенно перешла в разряд холодного оружия — казаки, состоявшие на службе у царя, пускали в ход плети для разгона революционных выступлений в русских городах. Так они получили прозвище «нагаечники».
Суровая кожаная плетка являлась важным историческим символом казачества и была важным атрибутом в жизни донского народа. Она была частью военного снаряжения. Нагайка сопровождала казака в течение всей его жизни, с ней связан ряд обычаев: например, зять получал нагайку в подарок от тестя на свадьбу. Считалось, что она может принадлежать исключительно женатому мужчине и должна висеть на определенном месте в спальне.
В знак уважения нагайку бросали к ногам гостя, тот должен был ее вернуть и обнять хозяина. Если же гость переступал лежащую плеть, это было оскорблением. Взаимный обмен нагайками у казаков считался наилучшим знаком примирения. Полагали также, что плеть, насквозь пропитанная лошадиным потом, отгоняет нечисть, поэтому ее крепили к изголовью кровати девушек и некрещеных младенцев. После смерти казака нагайку вместе с шашкой клали к нему в гроб.
Мальчиков обучали технике владения нагайкой с восьмилетнего возраста. Обязательным условием было выполнение упражнений с широко открытыми глазами, чтобы хорошо видеть оружие. В бою плеть выполняла вспомогательную роль и в целом служила для оглушения противника, если была утеряна шашка или пика. Но опытные воины с ее помощью могли стащить седока с лошади и нанести смертельный удар.
Существует несколько версий происхождения названия этой плетки: от наименования северокавказской народности — ногайцев; от санскритского «нага», что означало «змея», поскольку плетение напоминало чешую; от того, что плеть затыкали за голенище сапога и она постоянно находилась рядом с ногой, поэтому — нагайка.
Виды и состав нагаек различаются по регионам, обычно это кость и кожа или дерево и кость. Длина рукоятки — около 35 сантиметров, длина самой плети — до полуметра.