Наряду с зипуном, чекменем, бешметом и буркой шаровары относились к традиционной казачьей одежде. Она формировалась в XVI–XVII веках под влиянием различных культур. В результате наряд казака состоял из своеобразного набора элементов русской, черкесской, татарской и турецкой одежды. Со временем основным мужским костюмом стал военный, его казак приобретал на свои деньги, а после службы использовал для повседневной носки. Однако в зависимости от ситуации и времени года верх облачения мог варьироваться, брюки же оставались практически неизменны.
Главным требованием к одежде казака было удобство. Шаровары вполне ему отвечали — они не стесняли движения, в них легко было вскочить в седло, они прекрасно подходили для походной жизни. Не зря эта модель брюк относится к очень древней — в подобных штанах расхаживали индийские и китайские воины, шаровары носили скифские кочевники и т. д. К тому же шаровары, в отличие от узких брюк, обеспечивали вентиляцию, что было важно в жаркую погоду.
Для работы казаки использовали рубашки различных расцветок и те же шаровары или темные брюки прямого покроя. Шаровары были с поясом, с ширинкой, застегивающейся рядом пуговиц, немного сужающимися к голени штанинами. Праздничные штаны донских казаков были обязательно с алыми лампасами. Широкая — около пяти сантиметров — цветная нашивка шла по наружному шву форменных брюк.
На повседневные, рабочие шаровары в редких случаях цветные полоски по бокам могли не нашиваться. Однако, поскольку именно лампасы считались отличительной особенностью казака, ими украшали практически все брюки. Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» неоднократно отмечал отношение казаков к этой детали: «Ты почему штаны без лампасов носишь? В мужики записался? Не пустим!» (Кн. 4, гл. IX).
Шили шаровары из плотного добротного сукна, на Дону — синего цвета, на Кубани — черного, на Урале — серого. Цвет лампасов также отличался в зависимости от региона.
Если казак надевал не сапоги, а чирики (туфли с гладкой подошвой), то шаровары заправлялись в белые шерстяные чулки, это называлось «носить чулки на вбор».
С четырнадцатилетнего возраста юноши одевались, как взрослые казаки: в рубашки-косоворотки и шаровары. Главное было — выпросить у взрослых поскорее нашить лампасы.