Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «М.А. Шолохов. Время и судьба»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Казачьи брюки-шаровары

Время создания
начало ХХ века
Размер
96x36 см
Техника
изделие из ткани, сукно, шитье
1
Открыть в приложении
#2
Наряду с зипуном, чекменем, бешметом и буркой шаровары относились к традиционной казачьей одежде. Она формировалась в XVI–XVII веках под влиянием различных культур. В результате наряд казака состоял из своеобразного набора элементов русской, черкесской, татарской и турецкой одежды. Со временем основным мужским костюмом стал военный, его казак приобретал на свои деньги, а после службы использовал для повседневной носки. Однако в зависимости от ситуации и времени года верх облачения мог варьироваться, брюки же оставались практически неизменны.
 
Главным требованием к одежде казака было удобство. Шаровары вполне ему отвечали — они не стесняли движения, в них легко было вскочить в седло, они прекрасно подходили для походной жизни. Не зря эта модель брюк относится к очень древней — в подобных штанах расхаживали индийские и китайские воины, шаровары носили скифские кочевники и т. д. К тому же шаровары, в отличие от узких брюк, обеспечивали вентиляцию, что было важно в жаркую погоду.
 
Для работы казаки использовали рубашки различных расцветок и те же шаровары или темные брюки прямого покроя. Шаровары были с поясом, с ширинкой, застегивающейся рядом пуговиц, немного сужающимися к голени штанинами. Праздничные штаны донских казаков были обязательно с алыми лампасами. Широкая — около пяти сантиметров — цветная нашивка шла по наружному шву форменных брюк. 

На повседневные, рабочие шаровары в редких случаях цветные полоски по бокам могли не нашиваться. Однако, поскольку именно лампасы считались отличительной особенностью казака, ими украшали практически все брюки. Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» неоднократно отмечал отношение казаков к этой детали: «Ты почему штаны без лампасов носишь? В мужики записался? Не пустим!» (Кн. 4, гл. IX).
 
Шили шаровары из плотного добротного сукна, на Дону — синего цвета, на Кубани — черного, на Урале — серого. Цвет лампасов также отличался в зависимости от региона.
 
Если казак надевал не сапоги, а чирики (туфли с гладкой подошвой), то шаровары заправлялись в белые шерстяные чулки, это называлось «носить чулки на вбор».
С четырнадцатилетнего возраста юноши одевались, как взрослые казаки: в рубашки-косоворотки и шаровары. Главное было — выпросить у взрослых поскорее нашить лампасы.
#4
Казачьи брюки-шаровары
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Казачьи брюки-шаровары

Время создания
начало ХХ века
Размер
96x36 см
Техника
изделие из ткани, сукно, шитье
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%