Дмитрий Константинович Свешников (1912–1997) — народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств, первый почетный гражданин города Нарьян-Мара.
О Севере художник рассуждал так: «Власть Севера… Разное содержание вкладывают в эту почти уже формулу. Но в справедливости ее я убедился на собственном опыте. Провел здесь всю войну, по роду службы изъездил и исходил множество мест, узнал и полюбил живущий здесь народ. И когда кончилась война, остался этих местах навсегда».
Художнику казалось, что каждый шаг здесь — это борьба за жизнь, а для ненцев это была привычная обыденность. «Однажды мне почудилось, что всё кончено, что живыми из тундры не выберемся: до стойбища езды четыре часа, а мы едем уже около суток, половину оленей растеряли, одни нарты пришлось бросить, мгла, мелкий бесконечный осенний дождь, леденящая сырость, от которой нет спасения. И никаких признаков жилья…» — писал Дмитрий Свешников. Взволнованный рассказ художника у костра в чуме вызвал веселый смех оленеводов: для них это не приключение, а каждодневная жизнь, «покружили немножко, бывает». Всё это новое, что входило в жизнь художника, удивляло и волновало его, восхищало и будоражило творческое воображение.
Здесь, в тундре, он нашел своего героя, нашел тему, верность которой сохранил на протяжении всей жизни. Творческий метод Дмитрия Свешникова основан на тщательном изучении жизни ненцев, их быта, уклада, своеобразия их национального характера. Готовясь к созданию крупных произведений, художник обычно подготавливает много живописных этюдов с натуры, создает немало карандашных зарисовок, в которых восполняет упущенное в этюдах. В этих рисунках нет попыток решить законченные тематические композиции, чаще всего они являются беглыми набросками, своего рода записными книжками, дневниками, привезенными из поездок в тундру. Много интересных этюдов привез Дмитрий Свешников и из своих поездок по южным странам. Но, как он сам признаёт, многие из этих работ не выдерживают конкуренции рядом со своими северными соперниками. «Оно и понятно, — говорит художник, — Север и Юг — разница колоссальная. Раскаленное солнце поглотило всё. То ли дело у нас на Севере! Одни карликовые березки чего стоят, а какие яркие, сочные и прозрачные краски в тундре! Они сами уверенно ложатся на холст».
О Севере художник рассуждал так: «Власть Севера… Разное содержание вкладывают в эту почти уже формулу. Но в справедливости ее я убедился на собственном опыте. Провел здесь всю войну, по роду службы изъездил и исходил множество мест, узнал и полюбил живущий здесь народ. И когда кончилась война, остался этих местах навсегда».
Художнику казалось, что каждый шаг здесь — это борьба за жизнь, а для ненцев это была привычная обыденность. «Однажды мне почудилось, что всё кончено, что живыми из тундры не выберемся: до стойбища езды четыре часа, а мы едем уже около суток, половину оленей растеряли, одни нарты пришлось бросить, мгла, мелкий бесконечный осенний дождь, леденящая сырость, от которой нет спасения. И никаких признаков жилья…» — писал Дмитрий Свешников. Взволнованный рассказ художника у костра в чуме вызвал веселый смех оленеводов: для них это не приключение, а каждодневная жизнь, «покружили немножко, бывает». Всё это новое, что входило в жизнь художника, удивляло и волновало его, восхищало и будоражило творческое воображение.
Здесь, в тундре, он нашел своего героя, нашел тему, верность которой сохранил на протяжении всей жизни. Творческий метод Дмитрия Свешникова основан на тщательном изучении жизни ненцев, их быта, уклада, своеобразия их национального характера. Готовясь к созданию крупных произведений, художник обычно подготавливает много живописных этюдов с натуры, создает немало карандашных зарисовок, в которых восполняет упущенное в этюдах. В этих рисунках нет попыток решить законченные тематические композиции, чаще всего они являются беглыми набросками, своего рода записными книжками, дневниками, привезенными из поездок в тундру. Много интересных этюдов привез Дмитрий Свешников и из своих поездок по южным странам. Но, как он сам признаёт, многие из этих работ не выдерживают конкуренции рядом со своими северными соперниками. «Оно и понятно, — говорит художник, — Север и Юг — разница колоссальная. Раскаленное солнце поглотило всё. То ли дело у нас на Севере! Одни карликовые березки чего стоят, а какие яркие, сочные и прозрачные краски в тундре! Они сами уверенно ложатся на холст».