Русский стиль — многогранное явление русского искусства. Он представляет собой часть мощного социально-культурного процесса, присущего как России, так и европейским странам на протяжении всего XIX века, — движения за возрождение и становление национальной культуры — и включает в себя несколько направлений.
На смену русско-византийскому стилю в конце XIX века пришел так называемый стиль Кремля: теория официальной народности видела истоки национальной культуры не только в домонгольском периоде русской истории, она связывала их с более поздним временем — периодом образования и расцвета Московского государства, испытавшего сильное влияние итальянского Ренессанса.
Кубок и кувшинчик Императорского стеклянного завода, предположительно созданные по эскизам мастера Ивана Муринова, наглядно показывают разницу между вычурным стилем древности и утонченностью, присущей кремлевскому стилю. Иван Муринов возглавлял на заводе две основные мастерские — живописную и мастерскую резьбы и шлифовки. Помимо этого, он занимался витражами. Например, он участвовал в реставрации алтарного образа Исаакиевского собора, а в 1880-е годы занимался возобновлением витражей в церкви святого Александра Невского в петергофской Александрии.
Цветовая гамма эмалевой росписи предметов в стиле Кремля, по сравнению с русско-византийским стилем, более сдержанна, в ней преобладают зеленоватые тона. Растительный декор соотносится с орнаментальными мотивами кремлевских соборов XVI–XVII веков. Отсюда на стеклянных изделиях орнаменты из пышных завитков и розеток, лилий на изогнутых стеблях. При этом традиционно русская форма кувшинчика сочетается с росписью, которая отсылает к итальянскому Возрождению. Среди цветов и листьев орнамента можно увидеть сказочного персонажа — лешего.
Необычная форма кубка Императорского завода напоминает рог изобилия — источник богатства и изобилия в античной мифологии. Традиционно рог наполнен цветами или плодами, их имитирует орнамент, написанный эмалью на прозрачном стекле. Прозрачное стекло, из которого сделаны предметы, также отсылает нас к европейским традициям, где оно было распространено уже в эпоху Возрождения.
На смену русско-византийскому стилю в конце XIX века пришел так называемый стиль Кремля: теория официальной народности видела истоки национальной культуры не только в домонгольском периоде русской истории, она связывала их с более поздним временем — периодом образования и расцвета Московского государства, испытавшего сильное влияние итальянского Ренессанса.
Кубок и кувшинчик Императорского стеклянного завода, предположительно созданные по эскизам мастера Ивана Муринова, наглядно показывают разницу между вычурным стилем древности и утонченностью, присущей кремлевскому стилю. Иван Муринов возглавлял на заводе две основные мастерские — живописную и мастерскую резьбы и шлифовки. Помимо этого, он занимался витражами. Например, он участвовал в реставрации алтарного образа Исаакиевского собора, а в 1880-е годы занимался возобновлением витражей в церкви святого Александра Невского в петергофской Александрии.
Цветовая гамма эмалевой росписи предметов в стиле Кремля, по сравнению с русско-византийским стилем, более сдержанна, в ней преобладают зеленоватые тона. Растительный декор соотносится с орнаментальными мотивами кремлевских соборов XVI–XVII веков. Отсюда на стеклянных изделиях орнаменты из пышных завитков и розеток, лилий на изогнутых стеблях. При этом традиционно русская форма кувшинчика сочетается с росписью, которая отсылает к итальянскому Возрождению. Среди цветов и листьев орнамента можно увидеть сказочного персонажа — лешего.
Необычная форма кубка Императорского завода напоминает рог изобилия — источник богатства и изобилия в античной мифологии. Традиционно рог наполнен цветами или плодами, их имитирует орнамент, написанный эмалью на прозрачном стекле. Прозрачное стекло, из которого сделаны предметы, также отсылает нас к европейским традициям, где оно было распространено уже в эпоху Возрождения.