Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура и быт адыгов»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Музыкальный инструмент, Игра, Трещотки, Шашка

7
Открыть в приложении
#1
Музыкальный инструмент, Игра, Трещотки, Шашка
#36

Адыгский музыкальный смычковый инструмент

#37
#2
Шичепшин — по-адыгски «щыкIэпщын» — это старинный струнный инструмент, один из самых популярных и наиболее распространенных у адыгов. Звук из него извлекали с помощью смычка, которым водили по струне из конского волоса. Поэтому шичепшин часто называли черкесской скрипкой.
#3
Традиционный шичепшин были лодкообразным или кинжаловидным, с выпяченным дном и двумя или тремя струнами. Для корпуса использовали твердые породы древесины, например, ясень, клен, грушу или орех. Верхнюю деку традиционно изготавливали из пихтовой или еловой дранки, позднее — из фанеры. В центре верхней деки вырезали резонаторное отверстие, которое могло иметь разную форму: круглую, ромбовидную или даже в виде орнамента. Иногда сверху и снизу инструмента делали дополнительные отверстия.
#35
Настраивали шичепшин чаще всего в квинту, иногда — в кварту. Диапазон его звучания составлял примерно две октавы, а мелодию в основном играли на более высокой струне. Инструмент держали вертикально, нижнюю часть корпуса упирали в колено. При этом смычок всегда оставался неподвижным, а сам шичепшин поворачивали к нему нужной струной.
#4
В целом конструкция инструмента была достаточно простой. Для его изготовления нужны были самые обычные столярные инструменты, которые имелись практически у каждого адыгского мужчины. Поэтому смастерить собственный шичепшин мог не только хороший плотник, но и сам музыкант.
#6
Человек, который умел играть на шичепшине, чаще всего становился и певцом-сказителем. Без черкесской скрипки невозможно было провести ни один большой праздник. Музыка также вдохновляла адыгских воинов на подвиги.
#7
Черкесы нередко играли на шичепшине у постели тяжелобольных, поскольку считали, что музыка обладает магией исцеления. В адыгском фольклоре сохранилось множество описаний того, как даже погибших оживляли с помощью игры на этом инструменты.
#8
Черкесы верили, что шичепшин мог предсказывать непогоду. Эта примета имеет вполне научное объяснение: при высокой влажности воздуха черкесская скрипка начинала звучать хуже.
#9
Шичепшины можно найти в Адыгее и в наше время. До сих пор существуют мастера, которые хранят и передают секреты создания этого музыкального инструмента, а также исполнители, которые продолжают играть на черкесских скрипках.
#11

Игра Лабиринт

#10
#12
Скамья для игры под названием «Гъунд-гъунд-къал» или «Лабиринт» — один из самых ценных и интересных экспонатов Национального музея Республики Адыгея. До наших дней сохранилась единственная такая скамейка.
#13
Эта игра предназначалась для тренировки стратегического мышления. Ее правила были простыми. По обеим сторонам скамейки садились два противника: один играл роль нападающего, а другой должен был оборонять свою «крепость» — то есть игровое пространство. Болельщики, следившие за ходом «битвы», вставали вокруг скамьи. Оба игрока держали специальные выструганные палочки с конусообразным концом в виде указателя. Внутри поля одна палочка шла навстречу другой, и если «командир обороны» встречал на пути врага, нападение на крепость считалось отраженным. А если «захватчику» удавалось достичь центра поля, не встретившись с противником, это означало, что ему удалось крепость захватить.
#14
Разнообразные военные игры были неотъемлемой частью практически всех адыгских традиционных мероприятий, будь то свадьба или даже поминки. Они не только давали юношам возможность проявить себя, но и помогали им отработать многие тактические приемы боевых действий.
#15
Авторы работ, посвященных жизни и быту адыгов, обращали внимание на то, что «увеселения этого народа, даже танцы, имели военный характер».
#16
Адиль-Гирей Кешев, известный адыгский писатель середины XIX века, отмечал:
«Черкесские танцы, устраиваемые под открытым небом, сопровождаемые залпами выстрелов, окруженные толпами вооруженных всадников, с шашками и пистолетами на танцующих мужчинах, походили скорее на шумное празднование победы в военном лагере, чем на мирное проявление обыкновенного веселья».
#17
Многочисленные письменные упоминания об адыгах свидетельствуют, что они были мужественными и умелыми воинами. Отвагу этого народа подчеркивали все путешественники, побывавшие в Черкесии.
#18
Например, французский исследователь Жан-Виктор-Эдуард Тэбу де Мариньи писал:
«Крайнюю любовь черкесов к независимости, воинственности никто и ничто не может укротить. Привыкшие с самого нежного возраста к суровой закалке тела, к пользованию оружием и управлению лошадью, они не знают другой славы, кроме победы над врагом, и другого позора, кроме отступления перед неприятелем».
#20

Трещотки

#19
#21
Трещотки «пхъэкIыч» (пхачич) — это самый древний, самый популярный и самый любимый ударный инструмент адыгов, без которого в старину не обходился ни один праздник. Его название происходит от слова «пхъэ», то есть «дерево», из которого делали трещотки, и «кIыч» — подражания звуку, который издают сухие деревянные доски, если ими постучать друг о друга.
#22
Пхачич состоял из высушенных звонких пластин размером 10-17 сантиметров в длину и 5-10 сантиметров в ширину. В трещотках могло быть от трех до семи таких дощечек, которые привязывали тонким, но прочным ремешком к рукоятке. Вместе с ручкой инструмент достигал 30-35 сантиметров в длину.
#23
Музыкант держал трещотки за рукоять, а петлю с нанизанными пластинами натягивал на кисть своей руки. Это позволяло регулировать, насколько плотно стянуты дощечки — для разной силы и ритмичности звука.
#24
Когда пхачич встряхивали, инструмент звонко щелкал — и его звучание походило на стук копыт. Испокон веков адыги говорили: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем — на коне, перестук копыт коня — звук нашего сердца». Трещотки подчеркивали ритм традиционных песен и танцев. Чаще всего пхачич звучал в ансамбле с камылем (продольной флейтой), шичепшином (адыгской скрипкой) или пшине (гармонью).
#25
В старину пхачич делали из мягких пород дерева — вроде ольхи или кедра. Но современные инструменты заглушают такие трещотки, поэтому в наши дни для них используют более твердую древесину: ясень, самшит, каштан, — чтобы пхачич звучал громче и звонче. Трещотки, как и другие музыкальные инструменты, было принято украшать. Обычно на них наносили резные узоры, традиционные орнаменты или различные геометрические фигуры. Таким образом адыги подчеркивали связь инструментов с миром растений, а также связь самой музыки с плодородием и изобилием.
#26
В адыгском Нартском эпосе сохранилась легенда о происхождении пхачича. Согласно преданию, инструмент придумал нарт Ащамэз. Он обточил несколько маленьких дощечек из чинары, сложил их вместе и связал их края с одной стороны. Древний герой считал, что звуки пхачича красиво дополняют мотивы адыгской флейты.
#28

Шашка в ножнах

#27
#29
Адыгские шашки появились относительно недавно — в XVIII столетии. Название этой разновидности сабли произошло от слова «сэшхо», которое в адыгском языке означало большой нож.
#30
Переводчик и дипломат, участник Кавказской войны, Федор Торнау так описывал адыгскую шашку в книге «Воспоминания кавказского офицера»:
«Это последнее, любимое и самое страшное черкесское оружие состоит из сабельной полосы, в деревянных, сафьяном обтянутых ножнах, с рукояткой без защиты для руки. Шашка черкеса остра, как бритва, и употребляется им только для удара, а не для защиты; удары шашки большей частью бывают смертельны».
#31
Сами же черкесы любили говорить, что «шашка должна быть легкая, как перо, упругая, как лоза, острая, как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение».
#32
Длина изогнутого клинка шашки составляла от 72 до 76 сантиметров. Ее рукоять делали облегченной, а центр тяжести смещали ближе к острию. Основная сила удара приходилась именно на эту часть клинка. Эфес шашки не имел гарды — щитка, который в других разновидностях холодного оружия закрывал руку фехтовальщика. Рукоять состояла из двух плоских половин, которые крепили к хвостовику клинка заклепками. Изготавливали ее из рога или дерева, часто украшали резными узорами. Загнутая головка рукояти напоминала формой птичий клюв.
#33
Адыги носили шашки в деревянных ножнах, которые обтягивали кожей и украшали резными металлическими накладками. В них оружие не тупилось со временем, а также не бряцало во время движения, благодаря чему воины могли перемещаться почти бесшумно, незаметно для противника. Кроме того, такие ножны надежно защищали клинок от влаги, поэтому он не ржавел и долго оставался в боевом состоянии.
#34
К ножнам шашки крепили портупейные кольца, которые позволяли носить оружие на перевязи. Обычно их располагали на выпуклой стороне. Адыги носили холодное оружие режущей кромкой вверх, а не вниз, как было принято у других народов. Чтобы достать из ножен, например, саблю или палаш, нужно было отвести руку с клинком вправо. Тем самым фехтовальщик терял несколько долей секунды, в которые противник мог нанести удар. Адыги же извлекали шашку из ножен прямо перед собой и могли мгновенно вступить в бой.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Музыкальный инструмент, Игра, Трещотки, Шашка

7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%