#1
Музыкальный инструмент, Игра, Трещотки, Шашка
#36
#37
#2
Шичепшин — по-адыгски «щыкIэпщын» — это старинный струнный инструмент, один из самых популярных и наиболее распространенных у адыгов. Звук из него извлекали с помощью смычка, которым водили по струне из конского волоса. Поэтому шичепшин часто называли черкесской скрипкой.
#3
Традиционный шичепшин были лодкообразным или кинжаловидным, с выпяченным дном и двумя или тремя струнами. Для корпуса использовали твердые породы древесины, например, ясень, клен, грушу или орех. Верхнюю деку традиционно изготавливали из пихтовой или еловой дранки, позднее — из фанеры. В центре верхней деки вырезали резонаторное отверстие, которое могло иметь разную форму: круглую, ромбовидную или даже в виде орнамента. Иногда сверху и снизу инструмента делали дополнительные отверстия.
#35
Настраивали шичепшин чаще всего в квинту, иногда — в кварту. Диапазон его звучания составлял примерно две октавы, а мелодию в основном играли на более высокой струне. Инструмент держали вертикально, нижнюю часть корпуса упирали в колено. При этом смычок всегда оставался неподвижным, а сам шичепшин поворачивали к нему нужной струной.
#4
В целом конструкция инструмента была достаточно простой. Для его изготовления нужны были самые обычные столярные инструменты, которые имелись практически у каждого адыгского мужчины. Поэтому смастерить собственный шичепшин мог не только хороший плотник, но и сам музыкант.
#6
Человек, который умел играть на шичепшине, чаще всего становился и певцом-сказителем. Без черкесской скрипки невозможно было провести ни один большой праздник. Музыка также вдохновляла адыгских воинов на подвиги.
#7
Черкесы нередко играли на шичепшине у постели тяжелобольных, поскольку считали, что музыка обладает магией исцеления. В адыгском фольклоре сохранилось множество описаний того, как даже погибших оживляли с помощью игры на этом инструменты.
#8
Черкесы верили, что шичепшин мог предсказывать непогоду. Эта примета имеет вполне научное объяснение: при высокой влажности воздуха черкесская скрипка начинала звучать хуже.
#9
Шичепшины можно найти в Адыгее и в наше время. До сих пор существуют мастера, которые хранят и передают секреты создания этого музыкального инструмента, а также исполнители, которые продолжают играть на черкесских скрипках.
#11
Игра Лабиринт
#10
#12
Скамья для игры под названием «Гъунд-гъунд-къал» или «Лабиринт» — один из самых ценных и интересных экспонатов Национального музея Республики Адыгея. До наших дней сохранилась единственная такая скамейка.
#13
Эта игра предназначалась для тренировки стратегического мышления. Ее правила были простыми. По обеим сторонам скамейки садились два противника: один играл роль нападающего, а другой должен был оборонять свою «крепость» — то есть игровое пространство. Болельщики, следившие за ходом «битвы», вставали вокруг скамьи. Оба игрока держали специальные выструганные палочки с конусообразным концом в виде указателя. Внутри поля одна палочка шла навстречу другой, и если «командир обороны» встречал на пути врага, нападение на крепость считалось отраженным. А если «захватчику» удавалось достичь центра поля, не встретившись с противником, это означало, что ему удалось крепость захватить.
#14
Разнообразные военные игры были неотъемлемой частью практически всех адыгских традиционных мероприятий, будь то свадьба или даже поминки. Они не только давали юношам возможность проявить себя, но и помогали им отработать многие тактические приемы боевых действий.
#15
Авторы работ, посвященных жизни и быту адыгов, обращали внимание на то, что «увеселения этого народа, даже танцы, имели военный характер».
#16
Адиль-Гирей Кешев, известный адыгский писатель середины XIX века, отмечал:
«Черкесские танцы, устраиваемые под открытым небом, сопровождаемые залпами выстрелов, окруженные толпами вооруженных всадников, с шашками и пистолетами на танцующих мужчинах, походили скорее на шумное празднование победы в военном лагере, чем на мирное проявление обыкновенного веселья».
#17
Многочисленные письменные упоминания об адыгах свидетельствуют, что они были мужественными и умелыми воинами. Отвагу этого народа подчеркивали все путешественники, побывавшие в Черкесии.
#18
Например, французский исследователь Жан-Виктор-Эдуард Тэбу де Мариньи писал:
«Крайнюю любовь черкесов к независимости, воинственности никто и ничто не может укротить. Привыкшие с самого нежного возраста к суровой закалке тела, к пользованию оружием и управлению лошадью, они не знают другой славы, кроме победы над врагом, и другого позора, кроме отступления перед неприятелем».
#20
Трещотки
#19
#21
Трещотки «пхъэкIыч» (пхачич) — это самый древний, самый популярный и самый любимый ударный инструмент адыгов, без которого в старину не обходился ни один праздник. Его название происходит от слова «пхъэ», то есть «дерево», из которого делали трещотки, и «кIыч» — подражания звуку, который издают сухие деревянные доски, если ими постучать друг о друга.
#22
Пхачич состоял из высушенных звонких пластин размером 10-17 сантиметров в длину и 5-10 сантиметров в ширину. В трещотках могло быть от трех до семи таких дощечек, которые привязывали тонким, но прочным ремешком к рукоятке. Вместе с ручкой инструмент достигал 30-35 сантиметров в длину.
#23
Музыкант держал трещотки за рукоять, а петлю с нанизанными пластинами натягивал на кисть своей руки. Это позволяло регулировать, насколько плотно стянуты дощечки — для разной силы и ритмичности звука.
#24
Когда пхачич встряхивали, инструмент звонко щелкал — и его звучание походило на стук копыт. Испокон веков адыги говорили: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем — на коне, перестук копыт коня — звук нашего сердца». Трещотки подчеркивали ритм традиционных песен и танцев. Чаще всего пхачич звучал в ансамбле с камылем (продольной флейтой), шичепшином (адыгской скрипкой) или пшине (гармонью).
#25
В старину пхачич делали из мягких пород дерева — вроде ольхи или кедра. Но современные инструменты заглушают такие трещотки, поэтому в наши дни для них используют более твердую древесину: ясень, самшит, каштан, — чтобы пхачич звучал громче и звонче. Трещотки, как и другие музыкальные инструменты, было принято украшать. Обычно на них наносили резные узоры, традиционные орнаменты или различные геометрические фигуры. Таким образом адыги подчеркивали связь инструментов с миром растений, а также связь самой музыки с плодородием и изобилием.
#26
В адыгском Нартском эпосе сохранилась легенда о происхождении пхачича. Согласно преданию, инструмент придумал нарт Ащамэз. Он обточил несколько маленьких дощечек из чинары, сложил их вместе и связал их края с одной стороны. Древний герой считал, что звуки пхачича красиво дополняют мотивы адыгской флейты.
#28
Шашка в ножнах
#27
#29
Адыгские шашки появились относительно недавно — в XVIII столетии. Название этой разновидности сабли произошло от слова «сэшхо», которое в адыгском языке означало большой нож.
#30
Переводчик и дипломат, участник Кавказской войны, Федор Торнау так описывал адыгскую шашку в книге «Воспоминания кавказского офицера»:
«Это последнее, любимое и самое страшное черкесское оружие состоит из сабельной полосы, в деревянных, сафьяном обтянутых ножнах, с рукояткой без защиты для руки. Шашка черкеса остра, как бритва, и употребляется им только для удара, а не для защиты; удары шашки большей частью бывают смертельны».
#31
Сами же черкесы любили говорить, что «шашка должна быть легкая, как перо, упругая, как лоза, острая, как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение».
#32
Длина изогнутого клинка шашки составляла от 72 до 76 сантиметров. Ее рукоять делали облегченной, а центр тяжести смещали ближе к острию. Основная сила удара приходилась именно на эту часть клинка. Эфес шашки не имел гарды — щитка, который в других разновидностях холодного оружия закрывал руку фехтовальщика. Рукоять состояла из двух плоских половин, которые крепили к хвостовику клинка заклепками. Изготавливали ее из рога или дерева, часто украшали резными узорами. Загнутая головка рукояти напоминала формой птичий клюв.
#33
Адыги носили шашки в деревянных ножнах, которые обтягивали кожей и украшали резными металлическими накладками. В них оружие не тупилось со временем, а также не бряцало во время движения, благодаря чему воины могли перемещаться почти бесшумно, незаметно для противника. Кроме того, такие ножны надежно защищали клинок от влаги, поэтому он не ржавел и долго оставался в боевом состоянии.
#34
К ножнам шашки крепили портупейные кольца, которые позволяли носить оружие на перевязи. Обычно их располагали на выпуклой стороне. Адыги носили холодное оружие режущей кромкой вверх, а не вниз, как было принято у других народов. Чтобы достать из ножен, например, саблю или палаш, нужно было отвести руку с клинком вправо. Тем самым фехтовальщик терял несколько долей секунды, в которые противник мог нанести удар. Адыги же извлекали шашку из ножен прямо перед собой и могли мгновенно вступить в бой.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Музыкальный инструмент, Игра, Трещотки, Шашка
Коллекция
Выставка
7

Открыть в приложении
Поделиться