Хасолт Акиев известен не только как живописец, но и как ученый-историк. Он защитил диссертацию на тему «Народы Северного Кавказа в русско-турецкой войне 1877–78 годов» и долгое время руководил Ингушским Научно-исследовательским институтом имени Чаха Ахриева.
Его увлекала история становления Советской власти в Ингушетии. Акиев помногу работал с архивами и находил любопытные документы об участниках гражданской войны 1917–-1923 годов. На создание этого портрета его вдохновил один из героев тех лет.
Борьба белогвардейцев и красноармейцев напрямую затронула Ингушетию: горцы поверили в идеалы большевизма и встали на защиту революционеров. Тут повсеместно возникали партизанские отряды.
В те годы в Ингушетию прибыл Серго Орджоникидзе — чрезвычайный комиссар юга России. Революционер руководил борьбой с войсками Антона Деникина — одного из главных военачальников белогвардейцев.
Защитники царской власти стремились подавить сопротивление, они назначили награду 1,5 миллиона золотых рублей за жизнь Орджоникидзе. Но ингушский народ встал на его защиту: в сложный момент жители сел Мужичи и Даттых спрятали революционера.
На картине «У старого дупла» изображен один из жителей села Мужичи, участник гражданской войны Юсуп Хакиев. Он близко общался с Орджоникизде и приютил его у себя — в доме горца комиссар организовал штаб и руководил оттуда действиями партизан.
Если верить рассказу Юсупа Хакиева, когда белогвардейцы пытались разыскать противника, старец спрятал его в дупле старого дерева, а позже провел его горными тропами в безопасное место.
Художник хотел, чтобы потомки не забывали смелость своего земляка. Он изобразил самоотверженного мужчину возле дерева с дуплом. На первый взгляд герой кажется лишь стариком, который отдыхает у себя во дворе. Но если приглядеться, в его образе чувствуется совсем другой настрой: Юсуп Хакиев собран и спокоен, брови его сурово сдвинуты — революционер готов защищать свои идеалы до конца.
Художник сосредоточился именно на выражении лица героя, он передал его вплоть до каждой морщинки. А вот окружающий пейзаж он показал лишь условно: освещенная солнцем лужайка написана буквально двумя цветами, кое-где виднеются просветы холста. Черкеска и сапоги мужчины тоже прописаны в несколько линий: хорошо видны жесткие контуры, обозначающие складки костюма. Руки старца мастер даже оставил не законченными, лишь наметив расположение пальцев. Так художник выделил главное в полотне: сам характер Юсупа Хакиева, непреклонность его воли.
Его увлекала история становления Советской власти в Ингушетии. Акиев помногу работал с архивами и находил любопытные документы об участниках гражданской войны 1917–-1923 годов. На создание этого портрета его вдохновил один из героев тех лет.
Борьба белогвардейцев и красноармейцев напрямую затронула Ингушетию: горцы поверили в идеалы большевизма и встали на защиту революционеров. Тут повсеместно возникали партизанские отряды.
В те годы в Ингушетию прибыл Серго Орджоникидзе — чрезвычайный комиссар юга России. Революционер руководил борьбой с войсками Антона Деникина — одного из главных военачальников белогвардейцев.
Защитники царской власти стремились подавить сопротивление, они назначили награду 1,5 миллиона золотых рублей за жизнь Орджоникидзе. Но ингушский народ встал на его защиту: в сложный момент жители сел Мужичи и Даттых спрятали революционера.
На картине «У старого дупла» изображен один из жителей села Мужичи, участник гражданской войны Юсуп Хакиев. Он близко общался с Орджоникизде и приютил его у себя — в доме горца комиссар организовал штаб и руководил оттуда действиями партизан.
Если верить рассказу Юсупа Хакиева, когда белогвардейцы пытались разыскать противника, старец спрятал его в дупле старого дерева, а позже провел его горными тропами в безопасное место.
Художник хотел, чтобы потомки не забывали смелость своего земляка. Он изобразил самоотверженного мужчину возле дерева с дуплом. На первый взгляд герой кажется лишь стариком, который отдыхает у себя во дворе. Но если приглядеться, в его образе чувствуется совсем другой настрой: Юсуп Хакиев собран и спокоен, брови его сурово сдвинуты — революционер готов защищать свои идеалы до конца.
Художник сосредоточился именно на выражении лица героя, он передал его вплоть до каждой морщинки. А вот окружающий пейзаж он показал лишь условно: освещенная солнцем лужайка написана буквально двумя цветами, кое-где виднеются просветы холста. Черкеска и сапоги мужчины тоже прописаны в несколько линий: хорошо видны жесткие контуры, обозначающие складки костюма. Руки старца мастер даже оставил не законченными, лишь наметив расположение пальцев. Так художник выделил главное в полотне: сам характер Юсупа Хакиева, непреклонность его воли.