Гинцбург Илья Яковлевич (Элиаш) — скульптор и педагог. Работал в мастерской Марка Матвеевича Антокольского в Санкт-Петербурге (с 1870 года), учился в Императорской Академии художеств у Александра Романовича фон Бока, Николая Акимовича Лаверецкого и Ивана Ивановича Подозёрова.
Вторая половина XIX века — время интенсивного развития и расцвета бытового жанра в русской живописи. Этот расцвет не мог не оказать воздействие и на развитие аналогичного жанра в станковых формах пластики. Если для первой половины XIX века характерно развитие монументальной и монументально-декоративной скульптуры, то для второй половины XIX века характерным стало преимущественное развитие и широкое распространение станковой пластики, малой пластики в первую очередь.
В скульптуре, как и в живописи, происходит расширение тематики сюжетов, обостряется внимание к изображению народного быта и труда. В произведениях камерных станковых форм достигается особая степень достоверности сюжетов, конкретности образов, костюма, деталей. Именно в малой пластике скульпторы нашли наилучшие творческие средства и практические возможности расширить проблематику своего вида искусства. Произведения бытового жанра в скульптуре выдвигаются на первое место (далее — исторический жанр и портрет). С бытовым жанром отождествляется понятие реализма в скульптуре. Бытовой жанр развивает сюжетное начало, повествовательность.
Скульптура «Молодой музыкант», или «Мальчик, играющий на струне», относится к жанровому произведению. Точная, тщательная пластическая проработка позволяет предположить портретное сходство с моделью. В то же время скульптура лишена изображения окружающей среды. Даже струна, на которой играет ребенок, отсутствует в изображении.
Первостепенная задача автора — показать мимику, эмоции. Один конец струны (вероятнее всего, это нить) ребенок сжал зубами, второй держит в руке, натягивая так, чтобы извлекался звук при щипке пальцами правой руки. Осанка юного музыканта соответствует образу: спина прямая, плечи развернуты, руки красиво поставлены, голова приподнята и повернута чуть в сторону.
Для образа характерно авторское живое наблюдение натуры и подкупающая искренность в трактовке образа мальчика — уличного музыканта. Произведение формирует свою собственную условную среду — скульптурное пространство.
Скульптура относится к целому ряду произведений Ильи Гинцбурга, посвященных детям.