Заслуженный художник Республики Мордовия Андрей Степанович Алёшкин (1959–2021) воплотил в своих работах идею этногенеза мордовского народа в авангардных формах. Сфера его творческих интересов была весьма разнообразна: живописец выступал как график и педагог, сценарист и писатель, был автором флага Республики Мордовии.
Андрей Алёшкин учился в Ленинграде: окончил Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Художник провел много персональных выставок в России: в Сыктывкаре, Саранске, Пензе, Йошкар-Оле, Москве, Челябинске, Самаре, Сарове и Казани.
В своем творчестве Андрей Алёшкин исследовал происхождение мордвы и связь с другими финно-угорскими народами. Традиции этой древней этнической группы насчитывают много веков: формирование народностей эрзи и мокши относят к I тысячелетию до нашей эры. Ареал расселения этих племен включал долины рек Оки, Цны, Мокши, Суры и среднее течение Волги.
Полотно «Энколпион» относится к серии «Торпинге», что в переводе на русский означает «время меча». Меч выбран художником как символ боевой мощи.
Энколпион — это небольшой ковчег, как правило, крестообразной формы. На нем могли быть изображены святые или Иисус Христос, внутрь помещали частички просфоры или мощей святых. В произведении Андрея Алёшкина энколпион выступает как символ сохранения древней духовной силы, которая была утеряна современным поколением.
Эта духовная сила сквозь столетия словно прорывается через полотно, которое по виду напоминает археологический раскоп. Неслучайно Андрей Алёшкин активно использует нехудожественные материалы, например ткань, и смешанную технику для ощущения рельефности фактуры.
Символы двух мечей (один расположен рукоятью вверх, другой — вниз), изображение волка, энколпион, руническое письмо — все в этой картине может рассказать о жизни, быте и культуре мордовского народа. Эти сведения уже не совсем понятны современникам, но древний могучий дух живет в полотне и передает зрителям представление о мудрости предков.
Андрей Алёшкин учился в Ленинграде: окончил Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Художник провел много персональных выставок в России: в Сыктывкаре, Саранске, Пензе, Йошкар-Оле, Москве, Челябинске, Самаре, Сарове и Казани.
В своем творчестве Андрей Алёшкин исследовал происхождение мордвы и связь с другими финно-угорскими народами. Традиции этой древней этнической группы насчитывают много веков: формирование народностей эрзи и мокши относят к I тысячелетию до нашей эры. Ареал расселения этих племен включал долины рек Оки, Цны, Мокши, Суры и среднее течение Волги.
Полотно «Энколпион» относится к серии «Торпинге», что в переводе на русский означает «время меча». Меч выбран художником как символ боевой мощи.
Энколпион — это небольшой ковчег, как правило, крестообразной формы. На нем могли быть изображены святые или Иисус Христос, внутрь помещали частички просфоры или мощей святых. В произведении Андрея Алёшкина энколпион выступает как символ сохранения древней духовной силы, которая была утеряна современным поколением.
Эта духовная сила сквозь столетия словно прорывается через полотно, которое по виду напоминает археологический раскоп. Неслучайно Андрей Алёшкин активно использует нехудожественные материалы, например ткань, и смешанную технику для ощущения рельефности фактуры.
Символы двух мечей (один расположен рукоятью вверх, другой — вниз), изображение волка, энколпион, руническое письмо — все в этой картине может рассказать о жизни, быте и культуре мордовского народа. Эти сведения уже не совсем понятны современникам, но древний могучий дух живет в полотне и передает зрителям представление о мудрости предков.