Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Подводные сокровища Судака»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Миска-чаша

Время создания
XIII век
Место создания
Византийская империя
Размер
14,6x4,4x1 см
Техника
глина; обжиг, гончарный круг, врезная метка, полива
1
Открыть в приложении
#3

В XIII–XIV веках Византийская империя оказалась в центре исторических перипетий. В 1204 году ее столицу захватили крестоносцы, основавшие Латинскую империю, которая просуществовала до 1261 года. К концу правления императора Андроника II прекратились и мирные взаимоотношения Византии с Золотой Ордой; в 1341 году, уже при Андронике III, с трудом удалось остановить вторжение монголов в Константинополь.

Ослабление Византии способствовало усилению экономической активности Венеции и Генуи, основавших свои фактории на побережье Чёрного и Азовского морей и сосредоточивших в своих руках трансконтинентальную торговлю. «Поточный» импорт посуды оказался прибыльным занятием для купцов. Особенно ценны были торговые отношения с Таврикой, где у местных жителей закупалось необходимое для внутреннего рынка зерно.

Благодаря выгодному географическому положению Судак на протяжении всего Средневековья оставался крупным торгово-посредническим центром между различными областями Средиземноморья на северных берегах Чёрного моря. Поэтому многие материалы, относящиеся к этому периоду, могут быть названы судакскими только по месту находки.

В XIII–XIV веках определяющими для керамических школ стали варианты орнамента сграффито в сочетании с другими приемами: снятием фона, подглазурной росписью. Белоглиняные изделия с коричнево-зеленой поливой постепенно вытеснялись красноглиняными с росписью-процарапыванием по белому ангобу.

Декор посуды еще не исламизированного населения изобиловал христианскими мотивами.

Наталья Витальевна Гинькут отмечает, что «поливная керамика… играла не последнюю роль в религиозной жизни общества и реликвией для человека в христианском средневековом мире могли стать <…> простые поливные сосуды с христианскими символами» наравне с дорогостоящими иконами, медальонами и крестами.

Исследователи отмечают частые обращения к образу святых воинов (Валентин Николаевич Даниленко, Алла Ильинична Романчук и Станислав Григорьевич Рыжов), птиц (Светлана Борисовна Адаксина и Наталья Витальевна Гинькут), кораблей (Ирина Борисовна Тесленко). Также Наталья Гинькут указывает на наличие крестовидных элементов, помещенных на сосуды.

По мнению Веры Николаевны Залесской, сосуды с крестами или монограммами святых могли быть чашами-эвлогиями и служить для отправления религиозных обрядов.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Миска-чаша

Время создания
XIII век
Место создания
Византийская империя
Размер
14,6x4,4x1 см
Техника
глина; обжиг, гончарный круг, врезная метка, полива
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%