В XIII–XIV веках Византийская империя оказалась в центре исторических перипетий. В 1204 году ее столицу захватили крестоносцы, основавшие Латинскую империю, которая просуществовала до 1261 года. К концу правления императора Андроника II прекратились и мирные взаимоотношения Византии с Золотой Ордой; в 1341 году, уже при Андронике III, с трудом удалось остановить вторжение монголов в Константинополь.
Ослабление Византии способствовало усилению экономической активности Венеции и Генуи, основавших свои фактории на побережье Чёрного и Азовского морей и сосредоточивших в своих руках трансконтинентальную торговлю. «Поточный» импорт посуды оказался прибыльным занятием для купцов. Особенно ценны были торговые отношения с Таврикой, где у местных жителей закупалось необходимое для внутреннего рынка зерно.
Благодаря выгодному географическому положению Судак на протяжении всего Средневековья оставался крупным торгово-посредническим центром между различными областями Средиземноморья на северных берегах Чёрного моря. Поэтому многие материалы, относящиеся к этому периоду, могут быть названы судакскими только по месту находки.
В XIII–XIV веках определяющими для керамических школ стали варианты орнамента сграффито в сочетании с другими приемами: снятием фона, подглазурной росписью. Белоглиняные изделия с коричнево-зеленой поливой постепенно вытеснялись красноглиняными с росписью-процарапыванием по белому ангобу.
Декор посуды еще не исламизированного населения изобиловал христианскими мотивами.
Наталья Витальевна Гинькут отмечает, что «поливная керамика… играла не последнюю роль в религиозной жизни общества и реликвией для человека в христианском средневековом мире могли стать <…> простые поливные сосуды с христианскими символами» наравне с дорогостоящими иконами, медальонами и крестами.
Исследователи отмечают частые обращения к образу святых воинов (Валентин Николаевич Даниленко, Алла Ильинична Романчук и Станислав Григорьевич Рыжов), птиц (Светлана Борисовна Адаксина и Наталья Витальевна Гинькут), кораблей (Ирина Борисовна Тесленко). Также Наталья Гинькут указывает на наличие крестовидных элементов, помещенных на сосуды.
По мнению Веры Николаевны Залесской, сосуды с крестами или монограммами святых могли быть чашами-эвлогиями и служить для отправления религиозных обрядов.