Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Подводные сокровища Судака»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Миска (фрагмент)

Время создания
XIII век
Место создания
Византийская империя
Размер
16,2x15,8x0,7 см
Техника
глина, обжиг, гончарный круг, полива, граффити
1
Открыть в приложении
#3

Самые ранние образцы расписной керамики относятся к VIII–IX векам. Это были изделия из белой глины с монохромной, обычно каплевидной росписью.

В IX–X столетиях бытовали некрупные сосуды «с прямым или овальным в профиле туловом, кольцевой или петлеобразной ручкой и низким поддоном», покрытые трехцветной росписью: геометрическими фигурами, растительным орнаментом, точками. На них встречается изображение так называемого креста иконоборческого типа с перечеркнутыми концами. Нередко крест трансформировался в кресто- или ромбовидную фигуру. Вера Николаевна Залесская определяет подобные сосуды как «культовые предметы, служившие для наливания в них молока, иногда с медом <для> знатных новокрещенцев из варваров».

В этот период была распространена посуда с рельефным штампованным орнаментом и с монохромной глазурованной поливой зеленого или желто-коричневого цвета. В качестве штампа использовали рисунки, вырезанные на деревянной или костяной заготовке, птичьи косточки, зазубренные раковины и другие природные материалы.

К XIII веку белоглиняные изделия практически полностью вытеснили красноглиняные, к каковым относится экспонат. Посуду расписывали минеральными красками и покрывали полихромной (многоцветной) глазурью.

Роспись выполняли непосредственно по глине, причем исследователи выделяют два подтипа такой керамики в зависимости от наличия или отсутствия контура. Контурный орнамент отличался большей четкостью, его наносили черно-коричневым цветом с помощью тонкой кисточки линией толщиной в 1–2 мм. Прорисованные детали заполняли красителями — в простейшем варианте тремя (желтым, розовым и коричневым), в более сложном пятью (теми же, красным и синим или зеленым). Коричневый и желтый цвета накладывали тонким слоем, синий (зеленый) и красный (розовый) — пастозным мазком, создававшим подобие рельефа.

Прозрачную или бледно-желтую поливу наносили бережно, чтобы она пропускала цвет росписи. По этой причине поливной слой оказывался нестойким, легко крошился. Анатолий Леопольдович Якобсон отмечал почти полную утрату поливы на многих образцах и предполагал, что зачастую она могла вообще не применяться.
#6
Миска (фрагмент)
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Миска (фрагмент)

Время создания
XIII век
Место создания
Византийская империя
Размер
16,2x15,8x0,7 см
Техника
глина, обжиг, гончарный круг, полива, граффити
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%