Работа выполнена Заслуженным деятелем искусств Адыгеи Ловпаче Нурбием Газизовичем. Художник окончил Искусствоведческий факультет Ленинградского художественного института им. И.Е.Репина.
Ловпаче Н.Г. занимается теоретическим изучением истории традиционного искусства адыгов, работал археологом в Адыгейском научно-исследовательском институте. В Тбилиси защитил диссертацию на звание кандидата исторических наук по теме «Художественная керамика Средневековой Адыгеи».
Читал курсы Археологии на историческом факультете Адыгейского педагогического института, совмещая работу в экспедиции с живописным пленэром. Результатом археологических исследований стали публикации в научных изданиях АНИИ, Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Ростова-на-Дону, Грозного, Махачкалы, Краснодара. Целью художника является отражение истории культуры Адыгеи с древних времен. Работает в разных жанрах и техниках: пейзаж, натюрморт, портрет и других. Нурбий Газизович активный участник городских, краевых, региональных, республиканских и международных выставок.
Работа «Мэзытхьэ» символична, как и многие работы автора. Тут зритель видит и дольмен в центре композиции как знак древнейшей цивилизации адыгов, и тавро на камне, а на заднем плане угадываются очертания Кавказских гор, близких к Адыгее. С горами связаны главные мифы этого мудрого народа, можно сказать, что горы это концептуальный центр как философии, так и религии черкесов. Название картины отсылает к мифологии нартов, в которой божество Мэзытхьэ покровительствовало природе, лесам и их обитателям.
Цветовая гамма, выбранная и традиционная для Ловпаче, переносит зрителя в сказочный, почти мультипликационный мир. У каждого автора своё видение нартского эпоса, древнейшего языческого пантеона богов, в которых верили древние черкесы. Мир Нурбия Ловпаче полон света, красок, зелени, он уравновешен и гармоничен. Элементы картины символичны и равномерно распределены по полотну. Первый план занят главным героем, далее автор уводит взгляд зрителя вперед и ввысь, плавно поднимая его к горам и небу, мастерски возвышая нас как эстетически, так и духовно.