Портрет княгини Елены Куракиной был выполнен в петербургской мастерской итальянского живописца Пьетро Антонио Ротари. В 1756 году художник переехал в столицу, получив приглашение императрицы Елизаветы Петровны работать при российском дворе
В России художник быстро вошел в моду благодаря изящной, идеализированной манере письма, которую называют комплиментарной. Ротари создал новый живописный жанр — типологический головной этюд или, в переводе с итальянского, teste di carattere, «головы персонажей». Сам Ротари такие работы сокращенно называл «пассиони»» — от итальянского «страсти, настроения». А поскольку это были преимущественно погрудные и оплечные изображения женщин, в России их также называли «головками».
Ротари был также успешным преподавателем. Среди его учеников были знаменитые портретисты Федор Рокотов и Иван Аргунов.
Портрет княгини Куракиной, представленный в экспозиции, выполнил один из учеников Ротари — русский художник, имя которого не сохранилось. Елена Куракина была дочерью фельдмаршала Степана Апраксина. В 1751 году она вышла замуж за гофмейстера и сенатора князя Бориса-Леонтия Куракина, а спустя некоторое время стала одной из фавориток императора Петра III.
Княгиня считалась одной из самых блестящих красавиц при дворе. Современники вспоминали, что она «была исключительно красивая — и нрава самого легкомысленного, одна из отличных природных щеголих, темноволосая и белолицая, живая и остроумная». Жизнь Куракиной была недолгой: она скончалась в 1768 году в возрасте 33 лет и была похоронена на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры.
Эксперты предполагают, что портрет княгини изначально находился в имении ее сына Александра Куракина, в деревне Надеждино Саратовской губернии. Князь был владельцем богатой картинной галереи. Его потомки распродали собрание, и портрет попал в коллекцию Нины Арнинг-Зайцевой, вдовы коллекционера Казимира Арнинга, которая, в свою очередь, в 1980 году передала его в дар Волгоградскому музею имени Ильи Машкова.
В России художник быстро вошел в моду благодаря изящной, идеализированной манере письма, которую называют комплиментарной. Ротари создал новый живописный жанр — типологический головной этюд или, в переводе с итальянского, teste di carattere, «головы персонажей». Сам Ротари такие работы сокращенно называл «пассиони»» — от итальянского «страсти, настроения». А поскольку это были преимущественно погрудные и оплечные изображения женщин, в России их также называли «головками».
В 1760 году Елизавета Петровна приобрела у Ротари 50 таких работ с изображением девушек в национальных костюмах, а после его смерти Екатерина II выкупила у вдовы художника все полотна, что оставались в мастерской.
Ротари был также успешным преподавателем. Среди его учеников были знаменитые портретисты Федор Рокотов и Иван Аргунов.
Портрет княгини Куракиной, представленный в экспозиции, выполнил один из учеников Ротари — русский художник, имя которого не сохранилось. Елена Куракина была дочерью фельдмаршала Степана Апраксина. В 1751 году она вышла замуж за гофмейстера и сенатора князя Бориса-Леонтия Куракина, а спустя некоторое время стала одной из фавориток императора Петра III.
Княгиня считалась одной из самых блестящих красавиц при дворе. Современники вспоминали, что она «была исключительно красивая — и нрава самого легкомысленного, одна из отличных природных щеголих, темноволосая и белолицая, живая и остроумная». Жизнь Куракиной была недолгой: она скончалась в 1768 году в возрасте 33 лет и была похоронена на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры.
Эксперты предполагают, что портрет княгини изначально находился в имении ее сына Александра Куракина, в деревне Надеждино Саратовской губернии. Князь был владельцем богатой картинной галереи. Его потомки распродали собрание, и портрет попал в коллекцию Нины Арнинг-Зайцевой, вдовы коллекционера Казимира Арнинга, которая, в свою очередь, в 1980 году передала его в дар Волгоградскому музею имени Ильи Машкова.