В конце XIX — начале ХХ века в моду вошли фарфоровые и фаянсовые изделия, изготовленные на предприятиях Матвея Сидоровича Кузнецова. Чайные и обеденные сервизы, чайные пары, тарелки, статуэтки и многое другое выпускалось как в «эксклюзивном» варианте, так и в массовом, и было доступно даже крестьянским семьям. Однако визитной карточкой кузнецовских мануфактур были фарфоровые масленки. Выпускали их в виде животных, овощей и фруктов, в чем отразился стиль натурализма в искусстве керамики конца XIX века.
Масленка, представленная в экспозиции музея, сделана в виде аппетитного огурца, лежащего на листочке. Лист расположен на относительно высоком овальном поддоне. Масленка состоит из двух половинок. Верхняя часть, крышка, — половинка огурца. Нижняя часть — половинка огурца, расположенная на листочке с фигурной ручкой в виде зеленой закругленной веточки. Роспись многоцветная: нижняя часть листа темно-зеленого цвета, огурец — от темно-зеленого до светло-зеленого и желтоватого.
Несмотря на то, что масленки в основном предназначались для хранения масла, часто их использовали не по прямому назначению: кто-то видел в них шкатулки, кто-то — конфетницы, паштетницы или сахарницы. Масленки имели еще и чисто декоративную функцию: они радовали глаз и часто использовались в качестве подарков. Формы масленок были разнообразны и оригинальны: «дыня», «тыква», «курица», «огурец», «гроздь винограда», «калач», «орех», «ананас», масленка в виде стопки блинов, была даже масленка-бант. Долгое время эти изделия считались чисто «кузнецовским» изобретением. Но искусствоведы отмечают, что владелец завода заимствовал идею в Англии, куда часто ездил знакомиться с опытом крупных британских фаянсовых предприятий. Еще в XVIII веке знаменитый английский керамист Джозайя Веджвуд делал масленки в виде кочана капусты. Идея эта была успешно внедрена на заводах Кузнецова и разработана его мастерами.
Сегодня кузнецовский фарфор, долгое время называвшийся «кузнецовщиной», специалисты и знатоки относят к числу подлинных произведений прикладного искусства.