Масленка «Баран», представленная в экспозиции Краеведческого музея города Железнодорожного, была произведена в «Товариществе производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова» — одном из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи конца XIX — начала XX века. Мануфактура была основана 29 сентября 1887 года российским промышленником и предпринимателем Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и просуществовала до 1917 года, когда большинство предприятий в стране были национализированы.
Еще в конце XIX века в искусстве керамики возникло направление, получившее название «натурализм». Оригинальные масленки в форме животных — лишь незначительная часть того, что выпускалось в этом стиле на кузнецовских мануфактурах на рубеже ХIХ–ХХ веков. Основным спросом пользовались «барашки» и «утки». За прошедшее столетие появилось много копий и подделок продукции, но настоящего «барашка» можно опознать по кузнецовскому синему клейму. Забавные фарфоровые предметы в виде животных, овощей и фруктов были очень широко представлены в ассортименте товарищества, в этом же каталоге представлены 30 маслениц из фарфора, 61 — из фаянса. Кроме прочего, в масленки-масленицы не просто клали масло, а использовали их для топления сливочного масла, чтобы уже жидким подавать его на стол к блинам во время праздника Масленицы.
Масленка «Баран» — одна из самых часто встречающихся. Благодаря большому внутреннему объему и вытянутой форме она легко могла использоваться как шкатулка. Масленица состоит из двух частей: крышка — верхняя часть спины и голова животного, туловище — емкость для хранения. Внутренняя поверхность масленицы белая, внешняя — темно-синяя с зеленоватым оттенком, с рельефной фактурой в виде завитков шерсти. Донышко белое, с четко различимым клеймом синего цвета Товарищества Кузнецова. Именно в таких масленках московские хозяйки любили подавать свежее масло к чайному столу. В домах дворян и зажиточных мещан они служили не только украшением стола, но и забавой для детей.