Макет монумента «Маски Скорби: Европа-Азия» появился в музее благодаря Свердловскому отделению общества «Мемориал». Макет был создан Эрнстом Иосифовичем Неизвестным в Екатеринбурге в начале 1990-х годов после возвращения мастера из Соединенных Штатов Америки, куда он перебрался в 1976.
По задумке скульптора, монумент «Маски Скорби: Европа-Азия» должен был стать центральным в «Треугольнике скорби», посвященном памяти жертв сталинских репрессий. Два монумента планировалось установить в Магадане и Воркуте, третий, центральный — в Екатеринбурге, на границе Европы и Азии.
По словам Эрнста Иосифовича: «Граница Европы и Азии — эта некая символическая граница ужаса с тем Уралом, куда увозили несчастных жертв сталинского репрессивного режима».
«Маски Скорби» изображают два лица, европейское и азиатское, обращенные в Европу и Азию, соответственно. В слезе, скатывающейся по лицу — множество других скорбящих лиц. Смысл памятника очевиден, на первый взгляд — это напоминание обо всех людях, чьи судьбы были сломлены системой. Но на самом деле, суть монументов не только в этом. Эрнст Неизвестный создавал их в память обо всех глобальных трагедиях человечества в XX веке как память ныне живущим и тем, кто будет жить после нас.
Проект не был реализован в том виде, в котором его задумал автор. Первый камень монумента был заложен на 12-м километре Московского тракта лишь 9 апреля 2015 года в день 90-летия скульптора. Открытие монумента состоялось в ноябре 2017 года уже после смерти Эрнста Неизвестного.
В Воркуте памятник так и не установили. А вот в Магадане «Маска скорби» появилась еще в 1996 году. Она интересна не только своим необычным внешним видом, в монумент можно войти, поднявшись по узкой лестнице. Там, наверху, человек оказывается внутри тесной одиночной камеры, такой же, через какие прошли тысячи узников сталинского режима.
Маска — это символ, используемый Эрнстом Неизвестным во многих скульптурах. Сам он писал о нем так: «С древнейших мистерий ритуал, маска, жест, поза неразрывны и, проникая друг в друга, составляют целое. Гротеск — продукт свободы, разрывающий условность, неподвижность. Гротеск часто выглядит страшным, но это победа над страхом. Мозговой страх смерти преодолевается хохотом утробы. Жизнь и смерть воспринимаются не как антиномии, а как диалектический единый процесс умирания и возрождения».
По задумке скульптора, монумент «Маски Скорби: Европа-Азия» должен был стать центральным в «Треугольнике скорби», посвященном памяти жертв сталинских репрессий. Два монумента планировалось установить в Магадане и Воркуте, третий, центральный — в Екатеринбурге, на границе Европы и Азии.
По словам Эрнста Иосифовича: «Граница Европы и Азии — эта некая символическая граница ужаса с тем Уралом, куда увозили несчастных жертв сталинского репрессивного режима».
«Маски Скорби» изображают два лица, европейское и азиатское, обращенные в Европу и Азию, соответственно. В слезе, скатывающейся по лицу — множество других скорбящих лиц. Смысл памятника очевиден, на первый взгляд — это напоминание обо всех людях, чьи судьбы были сломлены системой. Но на самом деле, суть монументов не только в этом. Эрнст Неизвестный создавал их в память обо всех глобальных трагедиях человечества в XX веке как память ныне живущим и тем, кто будет жить после нас.
Проект не был реализован в том виде, в котором его задумал автор. Первый камень монумента был заложен на 12-м километре Московского тракта лишь 9 апреля 2015 года в день 90-летия скульптора. Открытие монумента состоялось в ноябре 2017 года уже после смерти Эрнста Неизвестного.
В Воркуте памятник так и не установили. А вот в Магадане «Маска скорби» появилась еще в 1996 году. Она интересна не только своим необычным внешним видом, в монумент можно войти, поднявшись по узкой лестнице. Там, наверху, человек оказывается внутри тесной одиночной камеры, такой же, через какие прошли тысячи узников сталинского режима.
Маска — это символ, используемый Эрнстом Неизвестным во многих скульптурах. Сам он писал о нем так: «С древнейших мистерий ритуал, маска, жест, поза неразрывны и, проникая друг в друга, составляют целое. Гротеск — продукт свободы, разрывающий условность, неподвижность. Гротеск часто выглядит страшным, но это победа над страхом. Мозговой страх смерти преодолевается хохотом утробы. Жизнь и смерть воспринимаются не как антиномии, а как диалектический единый процесс умирания и возрождения».