В переводе с латыни название скульптуры «Экус» означает «конь».
Произведение, созданное в 1999 году, входит в серию «Власть зверя». Впервые фигура мифического получеловека-полуконя была выставлена в 2008 году на персональной выставке Эрнста Неизвестного в нью-йоркской коммерческой галерее «Мими-Ферц».
В 2007 году в интервью для американского RTVi Эрнст Неизвестный так определил главную идею скульптур серии «Власть зверя»: «…это восприятие драматического двуединства нашего времени: человек — зверь и технология».
Эрнст Неизвестный был не только скульптором, но и философом. Он обучался на философском факультете Московского государственного университета. Поэтому в его работах часто обыгрываются вопросы смысла жизни, поиска истины, борьбы добра и зла. В своем творчестве художник неоднократно обращался к религиозным и мифологическим мотивам, в частности изображал распятия, создал серию произведений «Апокалипсис», скульптуры «Древо жизни» и «Орфей».
В композиции «Экус», как и в остальных произведениях серии «Власть зверя», затронута тема библейского изречения: «И дивилась земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: «И кто подобен зверю сему? И кто может сразиться с ним?».
Момент борьбы двух сущностей людской натуры — человеческой и звериной — нашел отражение в композиции «Экус». Скульптура обыгрывает любимый автором образ кентавра, сочетающего в себе черты человека и коня. Литая бронзовая фигура выполнена в стиле, характерном для позднего периода творчества Эрнста Неизвестного. Он объединяет признаки академической реалистичности, кубизма, экспрессионизма. Такое смешение жанров отражает сложный творческий путь мастера.
Фигура человека создана максимально реалистично, по канонам классической, академической скульптуры. С анатомической точностью, предельно детально изображены лицо и тело героя. Образ коня выполнен в стиле кубизма, контуры тела животного едва намечены. Только голова лошади сохраняет выраженную натуралистичность. Нагромождение абстрактных геометрических фигур в нижней части композиции, поглотивших фигуру зверя, олицетворяет современные технологии, вторгающиеся в живую природу, пытающиеся преобразовать ее.
В скульптуре использованы уникальные авторские приемы деформации и создания сквозных отверстий в композиции. Лицо героя проглядывает сквозь голову лошади, в это же время руки человека отталкивают от себя фигуру животного. Человек пытается освободиться от власти зверя.
Скульптура создана из бронзы — любимого материала Эрнста Неизвестного. Мастер виртуозно владел техникой литья из металла, придавал ему любые формы, цвета и фактуру. Светло-желтый оттенок человеческой фигуры контрастирует с красно-коричневым тоном тела и головы коня, олицетворяющего темные силы.
Напряженная борьба человека и зверя, переданная скульптурой «Экус», по замыслу автора должна завершиться победой добра. Не зря мужская фигура выглядит, словно живая, а фигура коня деформирована, схематична и футуристична.