Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура коренных народов Хабаровского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Маска шаманская хамбаба

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя, Приморская область
Размер
27,6x17x8 см
Техника
дерево; резьба, роспись
1
Открыть в приложении
#2

Одним из важнейших атрибутов шамана была маска. В коллекции Гродековского музея имеются маски только удэгейских шаманов. Возможно, у других коренных народов Приамурья в XIX столетии они вышли из употребления или применялись редко.

Экспонат удалось заполучить путешественнику и этнографу Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву (1872–1930) в экспедиции 1911 года на реке Нахтоху. Согласно верованиям удэгейцев, маска являлась вместилищем бессмертного духа — покровителя шамана. У приморских удэгейцев таковым является Хамбаба — образ предка-колдуна, который давно умер в преклонном возрасте.

Все духи-помощники каждого шамана подчинялись главным духам — Хамбабе или Тэнгки. Удэгейские маски выполнялись из тополя, липы или бересты, раскрашивались черной, красной, белой красками и украшались резьбой. Исследователи считают, что узоры на таких предметах имели не просто декоративное значение, а подражали татуировке, которая когда-то практиковалась удэгейцами и их предками.

Глаза и рот маски прорезали, а брови, усы и бороду изготавливали из кусочков кожи с мехом, чаще всего медвежьим, или наносили краской. Маски хранились в чехлах или специальных домиках, иногда их «кормили». Чаще всего их передавали по наследству из поколения в поколение. У некоторых групп удэгейцев после смерти шамана, если у него не оказывалось родственников, атрибуты прятались в скале у моря.

Маски шаманы и шаманки, как правило, надевали во время обряда проводов души умершего человека в потусторонний мир. Это делалось, чтобы остаться неузнанным сородичами, души которых шаман отправил туда ранее. Иначе они могли не выпустить из мира мертвых.

У приморских удэгейцев шаманская маска использовалась для изгнания злого духа из больного. В комментариях к представленному экспонату Владимир Клавдиевич Арсеньев дал такое пояснение о его назначении: маска надевается «шаманом во время камлания для того, чтобы страшным видом запугать черта и изгнать его из жилища больного». У удэгейцев, которые проживали на реке Хор (хорских), маска надевалась во время обряда в честь духа-покровителя шамана, в котором участвовали десятки людей в течение нескольких дней.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Маска шаманская хамбаба

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя, Приморская область
Размер
27,6x17x8 см
Техника
дерево; резьба, роспись
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%