В XVIII веке тибетский буддизм из Монголии широко распространился среди тюркоязычного населения в Туве и оказал большое влияние на систему религиозных верований тувинцев.
В коллекции музея хранится одна из самых известных буддийских мантр — сакральных религиозных текстов «Ом мани падме хум». Предмет поступил в коллекцию музея в 1900 году. Мантра нанесена тушью на девять бараньих костей: на восемь на тибетском языке, а на девятую — на старомонгольском. Между собой кости связаны шнуром, который сплетен из конского волоса.
Мантра «Ом мани падме хум» относится к Махаяне — одному из двух основных направлений буддизма. Буддизм Махаяны возник в Индии, а оттуда распространился в другие азиатские страны: Китай, Тибет, Непал, Монголию и другие.
Махаяна — это свод религиозных учений для тех, кто следует Пути бодхисаттвы, просветленного существа, которое решило отказаться от перерождений и стремится к пробуждению ради блага всех остальных существ. Поэтому иногда это же учение называют Бодхисаттваяна.
Само слово «мантра» пришло из санскрита. Оно состоит из корня man, который переводится как «думать», и суффикса tra, обозначающего инструмент. Буквально «мантра» переводится, как «инструмент мышления». Обычно сакральные тексты читали во время медитации. Считалось, что тот, кто их повторяет, впадает в особое состояние сознания — транс. А это позволяет достичь внутренней гармонии.
У мантры «Ом мани падме хум» существует много смыслов и интерпретаций, многие из которых описал в своей книге исследователь тибетского буддизма Анагарик Говинд.
Каждая часть мантры имеет свой перевод. «Ом» означает Брахму — индуистского бога творения. Брахма считался одновременно существующим и несуществующим, раскрывшимся и нераскрывшимся, как вся Вселенная, создателем высшего и низшего. «Мани» — это кристалл или драгоценный камень, «падме» — лотос, а «хум» обозначает сердце.
Поэтому считалось, что мантру можно понимать как фразу «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце».
По одной из версий, мантра дарует чистоту тела, речи и ума Будды тому, кто ее произносит. По другой, она приносит изобилие и процветание. В тибетской практике считалось, что смысл мантры следует разбирать по слогам: «Ом» очищает от гордыни и самомнения, «Ма» убирает зависть и ревность, «Ни» освобождает от привязанности и эгоистичных желаний, «Пад» рассеивает неведение, «Ме» растворяет алчность, а «Хум» трансформирует ненависть в созидание.
В коллекции музея хранится одна из самых известных буддийских мантр — сакральных религиозных текстов «Ом мани падме хум». Предмет поступил в коллекцию музея в 1900 году. Мантра нанесена тушью на девять бараньих костей: на восемь на тибетском языке, а на девятую — на старомонгольском. Между собой кости связаны шнуром, который сплетен из конского волоса.
Мантра «Ом мани падме хум» относится к Махаяне — одному из двух основных направлений буддизма. Буддизм Махаяны возник в Индии, а оттуда распространился в другие азиатские страны: Китай, Тибет, Непал, Монголию и другие.
Махаяна — это свод религиозных учений для тех, кто следует Пути бодхисаттвы, просветленного существа, которое решило отказаться от перерождений и стремится к пробуждению ради блага всех остальных существ. Поэтому иногда это же учение называют Бодхисаттваяна.
Само слово «мантра» пришло из санскрита. Оно состоит из корня man, который переводится как «думать», и суффикса tra, обозначающего инструмент. Буквально «мантра» переводится, как «инструмент мышления». Обычно сакральные тексты читали во время медитации. Считалось, что тот, кто их повторяет, впадает в особое состояние сознания — транс. А это позволяет достичь внутренней гармонии.
У мантры «Ом мани падме хум» существует много смыслов и интерпретаций, многие из которых описал в своей книге исследователь тибетского буддизма Анагарик Говинд.
Каждая часть мантры имеет свой перевод. «Ом» означает Брахму — индуистского бога творения. Брахма считался одновременно существующим и несуществующим, раскрывшимся и нераскрывшимся, как вся Вселенная, создателем высшего и низшего. «Мани» — это кристалл или драгоценный камень, «падме» — лотос, а «хум» обозначает сердце.
Поэтому считалось, что мантру можно понимать как фразу «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце».
По одной из версий, мантра дарует чистоту тела, речи и ума Будды тому, кто ее произносит. По другой, она приносит изобилие и процветание. В тибетской практике считалось, что смысл мантры следует разбирать по слогам: «Ом» очищает от гордыни и самомнения, «Ма» убирает зависть и ревность, «Ни» освобождает от привязанности и эгоистичных желаний, «Пад» рассеивает неведение, «Ме» растворяет алчность, а «Хум» трансформирует ненависть в созидание.