Первые упоминания о хакасской посуде относятся ко II веку до нашей эры — V веку нашей эры. Среди домашней утвари были черпаки, миски и плошки, блюда, ведерки и многое другое.
Предметы быта чаще всего изготавливали из дерева. Они были легкими и прочными, а потому удобными в использовании при кочевой жизни. В коллекции музея хранится национальная хакасская посуда XIX века.
Деревянную посуду хранили в специальных местах — на нижних полках второй и третьей стены женской половины юрты. По традициям, хакасы делили юрту на почетную и непочетную части. Пространство от входной двери до очага называлось «от соо», что переводилось как «низ огня». Его считали непочетным.
Также во внутреннем пространстве юрты были мужская и женская половины. Алтынзарых (север) — это правая сторона при входе. Ее считали женской. Мужская сторона находилась слева и называлась устунзарых (юг).
На женской половине находились три буфетные стойки под общим названием «алтынзархы параан» или «алтынзархы тасхах». Нижняя полка первой стойки располагалась вдоль стены. Отсюда и еще одно ее название — дверная или последняя полка. На ней расставляли кадки с айраном и творожистой массой аарчы. Выше хранили ведра и берестяные туески. Рядом устанавливали треногу из жердей, на ней подвешивали мясо. Здесь же на полу располагались ручная деревянная мельница, ступа с пестом, зернотерка и другая утварь.
Средняя буфетная стойка называлась «улуг илгор» — большая полка (а также «айах илгори» — полка для чашек). Она состояла из шести или семи рядов: на них расставляли посуду из стекла, фаянса, фарфора и металла. Треснувшие чашки и тарелки на полку больше не ставили. Считалось, что такая посуда сопровождает умерших.
На самом верху средней стойки хранили бутылки. Ниже находилась серебряная, медная и бронзовая посуда: кувшины с напитками, специальные кувшины с водой для мытья рук — кумганы — и тазы. Каждую пятницу дети начищали их золой, смешанной с песком и сывороткой. В самом низу располагалась посуда из прессованной кожи: бурдюки и различные по объему фляжки — торсуки и тазоры.
Третья буфетная стойка стояла у кровати. Она была предназначена для чайной посуды. Малая полка («кичиг илгор») состояла из двух настилов, где размещали самовар, различные чашки, стаканы и блюдца. Внизу хранились два сундука (пазах) и три кожаных самодельных чемодана. Их завешивали коврами.
Предметы быта чаще всего изготавливали из дерева. Они были легкими и прочными, а потому удобными в использовании при кочевой жизни. В коллекции музея хранится национальная хакасская посуда XIX века.
Деревянную посуду хранили в специальных местах — на нижних полках второй и третьей стены женской половины юрты. По традициям, хакасы делили юрту на почетную и непочетную части. Пространство от входной двери до очага называлось «от соо», что переводилось как «низ огня». Его считали непочетным.
Обычно сюда сажали бедных родственников. Противоположная сторона, за очагом, называлась «от пазы» — «глава огня» — и считалась достойной важных гостей.
Также во внутреннем пространстве юрты были мужская и женская половины. Алтынзарых (север) — это правая сторона при входе. Ее считали женской. Мужская сторона находилась слева и называлась устунзарых (юг).
На женской половине находились три буфетные стойки под общим названием «алтынзархы параан» или «алтынзархы тасхах». Нижняя полка первой стойки располагалась вдоль стены. Отсюда и еще одно ее название — дверная или последняя полка. На ней расставляли кадки с айраном и творожистой массой аарчы. Выше хранили ведра и берестяные туески. Рядом устанавливали треногу из жердей, на ней подвешивали мясо. Здесь же на полу располагались ручная деревянная мельница, ступа с пестом, зернотерка и другая утварь.
Средняя буфетная стойка называлась «улуг илгор» — большая полка (а также «айах илгори» — полка для чашек). Она состояла из шести или семи рядов: на них расставляли посуду из стекла, фаянса, фарфора и металла. Треснувшие чашки и тарелки на полку больше не ставили. Считалось, что такая посуда сопровождает умерших.
На самом верху средней стойки хранили бутылки. Ниже находилась серебряная, медная и бронзовая посуда: кувшины с напитками, специальные кувшины с водой для мытья рук — кумганы — и тазы. Каждую пятницу дети начищали их золой, смешанной с песком и сывороткой. В самом низу располагалась посуда из прессованной кожи: бурдюки и различные по объему фляжки — торсуки и тазоры.
Третья буфетная стойка стояла у кровати. Она была предназначена для чайной посуды. Малая полка («кичиг илгор») состояла из двух настилов, где размещали самовар, различные чашки, стаканы и блюдца. Внизу хранились два сундука (пазах) и три кожаных самодельных чемодана. Их завешивали коврами.