На рубеже XIX–XX веков в Париже проходила Всемирная выставка. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран и свыше 76 тысяч участников. Для выставки Минусинский музей подготовил этнографические экспонаты. Они отражали быт и верования коренного населения южной части Енисейской губернии, которые сегодня известны под общим названием «хакасы».
Манекен пожилой хакаски позволяет представить, как выглядела типичная представительница коренного населения Минусинской котловины в XIX веке. Женщина одета в национальную рубаху, плечи и рукава которой украшены традиционным орнаментом. На голове у нее платок, а из-под него выглядывают две косы. Такие косы у хакасов означали, что женщина замужем.
Женская одежда у хакасов была более консервативной, чем мужская, и со временем изменялась мало. Повседневные рубахи-платья украшали наплечниками из другой ткани. Затем их расшивали шелковыми нитками, со сборками. Модницы делали их из парчи и шелка с традиционным растительным орнаментом.
По прическе хакасской женщины можно было легко определить ее социальный статус и семейное положение. Согласно обычаям, девушки носили много косичек (сурмес), заплетенных по часовой стрелке.
Зимой замужние и пожилые женщины надевали шапки — чапых. Круглую часть таких шапок, прилегающую к голове, шили из меха выдры или бобра. Внизу околыш подбивали мехом из шкурки черного ягненка — мерлушкой. На севере Хакасии широкий выдровый околыш делали с вырезом для лица, закрывая уши и затылок. Поэтому северные хакасы называли этот головной убор «вырезанная шапка».
Верхняя часть шапки (тулья) напоминала мешок и была высокой. Для ее изготовления использовали плис или бархат. Четыре длинных прямоугольных клина (тала) сшивали между собой так, чтобы верх шапки был квадратным. Четыре ее стороны и квадратный верх украшали яркими цветными узорами. На маковке закрепляли перламутровую пуговицу (тана) с красной кисточкой или пришивали красные и синие ленты (чалама).
Подклад делали из мерлушки. Между подкладом и тульей вставляли гусиный пух и войлочный круг по размеру головы, который придавал изделию устойчивую форму.
В Хакасии пожилые люди были хранителями обрядов. Они давали имена новорожденным детям, устраивали поминки по умершим. Обряд кормления теся (духа-помощника) также проводили пожилые женщины, которые знали все обычаи.
Манекен пожилой хакаски позволяет представить, как выглядела типичная представительница коренного населения Минусинской котловины в XIX веке. Женщина одета в национальную рубаху, плечи и рукава которой украшены традиционным орнаментом. На голове у нее платок, а из-под него выглядывают две косы. Такие косы у хакасов означали, что женщина замужем.
Женская одежда у хакасов была более консервативной, чем мужская, и со временем изменялась мало. Повседневные рубахи-платья украшали наплечниками из другой ткани. Затем их расшивали шелковыми нитками, со сборками. Модницы делали их из парчи и шелка с традиционным растительным орнаментом.
По прическе хакасской женщины можно было легко определить ее социальный статус и семейное положение. Согласно обычаям, девушки носили много косичек (сурмес), заплетенных по часовой стрелке.
Такое плетение называли «онар». Замужняя женщина носила две косы — тулун. Их заплетали против часовой стрелки. Оставшаяся не замужем женщина заплетала три косы. Когда девушка рожала внебрачного ребенка, она обязана была носить одну косу — кичеге, что считалось большим позором. С непокрытой головой могли ходить только маленькие девочки.
Зимой замужние и пожилые женщины надевали шапки — чапых. Круглую часть таких шапок, прилегающую к голове, шили из меха выдры или бобра. Внизу околыш подбивали мехом из шкурки черного ягненка — мерлушкой. На севере Хакасии широкий выдровый околыш делали с вырезом для лица, закрывая уши и затылок. Поэтому северные хакасы называли этот головной убор «вырезанная шапка».
Верхняя часть шапки (тулья) напоминала мешок и была высокой. Для ее изготовления использовали плис или бархат. Четыре длинных прямоугольных клина (тала) сшивали между собой так, чтобы верх шапки был квадратным. Четыре ее стороны и квадратный верх украшали яркими цветными узорами. На маковке закрепляли перламутровую пуговицу (тана) с красной кисточкой или пришивали красные и синие ленты (чалама).
Подклад делали из мерлушки. Между подкладом и тульей вставляли гусиный пух и войлочный круг по размеру головы, который придавал изделию устойчивую форму.
В Хакасии пожилые люди были хранителями обрядов. Они давали имена новорожденным детям, устраивали поминки по умершим. Обряд кормления теся (духа-помощника) также проводили пожилые женщины, которые знали все обычаи.