Свадебная церемония в хакасском обществе — одно из самых важных событий жизненного круга. Считалось, что во время свадьбы, как и рождения и похорон, человек переходит из одной жизни в другую. И эти события сопровождались особыми ритуалами. На свадьбе центральной фигурой была сваха, она несла ответственность за благополучие молодой семьи всю жизнь.
Выходить замуж или жениться хакасам разрешалось к 16-18 годам.
Традиционное хакасское общество было патриархальным: в нем мужчине отводилась главенствующая роль. Семейно-родственные отношения тоже отражали патриархально-родовое устройство. Например, сохранялось четкое деление родственников по отцу и матери, жене и мужу.
Браки между представителями одного сеока — родовой ветви по мужской линии — не допускались. Иногда запрещались и браки между представителями разных сеоков, у которых есть общий предок.
Устройством свадьбы обычно занимались свахи. Они носили специальный национальный костюм: шубу с перехваченным подолом, безрукавку (сегедек) и головной убор с высокими полями из меха чернобурой лисы, его надевали поверх платка.
Самой нарядной и почетной одеждой у хакасов считали женскую шубу. Шуба свахи была прямого кроя, ее шили из белых шкур осенних ягнят — мерлушек, а затем покрывали китайчатым шелком высшего качества.
Борта шубы обшивали широкой опушкой из лапок соболя. За ней следовала широкая шелковая кайма, которая по фактуре отличалась от основной ткани. На левой поле был четырехугольный выступ «пайир», который на груди украшали несколькими дорожками радужной каймы — «чеек». С двух сторон к шубе прикрепляли петли, к которым привязывали шелковые платки.
Шуба свахи отличалась своеобразным подолом, откуда и получила название «идектиг» — подольная. На уровне колен, с боков и сзади подол простегивали 9, 11 или 13 рядами сухожильных или шелковых ниток. Вокруг подола получались сборки, которые назывались «тоорым».
Нижняя часть подола, покрытая складками, образовывала подобие юбки. Ее называли «хондырых». В таких юбках было удобно сидеть, поджав ноги, а зимой они еще и согревали, так как присборенная ткань защищала от ветра. Но ходить в свадебной шубе (идектиг тон) было неудобно, потому что стянутый подол ограничивал ширину шага.
Поверх идектиг тона обязательно надевали безрукавку сегедек. Ее шили распашной, с прямым разрезом. Полы сходились посередине и завязывались у ворота. Каркас сегедека склеивали клейстером из четырех слоев ткани, благодаря чему он хорошо сохранял форму.
По традициям, вдовым старухам нельзя было принимать участие в свадьбах или быть свахами. Вдовам также нельзя было надевать праздничную шубу и безрукавку сегедек. Такие одежды носили только богатые замужние женщины.
Выходить замуж или жениться хакасам разрешалось к 16-18 годам.
Традиционное хакасское общество было патриархальным: в нем мужчине отводилась главенствующая роль. Семейно-родственные отношения тоже отражали патриархально-родовое устройство. Например, сохранялось четкое деление родственников по отцу и матери, жене и мужу.
Браки между представителями одного сеока — родовой ветви по мужской линии — не допускались. Иногда запрещались и браки между представителями разных сеоков, у которых есть общий предок.
Устройством свадьбы обычно занимались свахи. Они носили специальный национальный костюм: шубу с перехваченным подолом, безрукавку (сегедек) и головной убор с высокими полями из меха чернобурой лисы, его надевали поверх платка.
Самой нарядной и почетной одеждой у хакасов считали женскую шубу. Шуба свахи была прямого кроя, ее шили из белых шкур осенних ягнят — мерлушек, а затем покрывали китайчатым шелком высшего качества.
Борта шубы обшивали широкой опушкой из лапок соболя. За ней следовала широкая шелковая кайма, которая по фактуре отличалась от основной ткани. На левой поле был четырехугольный выступ «пайир», который на груди украшали несколькими дорожками радужной каймы — «чеек». С двух сторон к шубе прикрепляли петли, к которым привязывали шелковые платки.
Шуба свахи отличалась своеобразным подолом, откуда и получила название «идектиг» — подольная. На уровне колен, с боков и сзади подол простегивали 9, 11 или 13 рядами сухожильных или шелковых ниток. Вокруг подола получались сборки, которые назывались «тоорым».
Нижняя часть подола, покрытая складками, образовывала подобие юбки. Ее называли «хондырых». В таких юбках было удобно сидеть, поджав ноги, а зимой они еще и согревали, так как присборенная ткань защищала от ветра. Но ходить в свадебной шубе (идектиг тон) было неудобно, потому что стянутый подол ограничивал ширину шага.
Поверх идектиг тона обязательно надевали безрукавку сегедек. Ее шили распашной, с прямым разрезом. Полы сходились посередине и завязывались у ворота. Каркас сегедека склеивали клейстером из четырех слоев ткани, благодаря чему он хорошо сохранял форму.
По традициям, вдовым старухам нельзя было принимать участие в свадьбах или быть свахами. Вдовам также нельзя было надевать праздничную шубу и безрукавку сегедек. Такие одежды носили только богатые замужние женщины.