Манекен хакасской девушки — один из самых старинных экспонатов этнографической коллекции. Вместе с другими манекенами ее по фотографиям коренного населения изготовила петербургская художница-скульптор, имя которой не сохранилось.
Хакасская девушка находилась в группе экспонатов, которые изображали камлание шамана — общение с духами. Они размещались в павильоне Азиатской России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Девушка одета в традиционную рубаху до пола из светлой цветной ткани, на ногах мягкие сапоги из черной кожи.
Женские повседневные рубахи обычно шили из мягкой хлопчатобумажной ткани, а праздничные — из шелка. Сначала к рубахе пришивали воротник, а потом рукава. В пройме, под мышками, рукава крепили к основному изделию неплотно, оставляя небольшие полоски. Они назывались «хут сыынчан», что означало «место притяжения души человека». Их зашивали только после смерти человека, на похоронах.
Кайму, подол или плечи рубахи украшали материей другого цвета. Праздничные платья дополнительно расшивали узорами, дополняли раковинами или пуговицами. Подпоясывали рубахи-платья только вдовы.
Волосы манекена заплетены в особые косички — сурмес. Они указывают на то, что девушка не замужем. Ее голову прикрывает платок — универсальный женский головной убор.
Повседневные платки, как и рубахи, делали из простой ткани, ситца или шерсти, а праздничные — из шелка. Хакаски завязывали их особым способом. Платок складывали пополам по диагонали, затем делали околыш (подгибали ткань надо лбом), а два свободных конца завязывали на затылке.
У хакасов существовал зимний и летний вариант обуви. Зимняя была меховой, а летнюю шили из кожи. Для женских сапог брали кожу с лошадиного крупа или дубленую телячью, ее выдерживали в отваре из высушенной и измельченной коры ивового кустарника или лиственницы. Если голенище сапога было высоким, незамужние девушки подвязывали его специальными металлическими пряжками. Подошву обуви закрепляли двойной ниткой из сухожилий крупного скота.
Хакасы связывали с одеждой много традиций и поверий. Ее нельзя было продавать, иначе из дома уйдет счастье. По той же причине вещи не перешивали. Перед тем как надеть новый костюм, его обязательно окуривали богородской травой (тимьяном), чтобы в ней не поселились злые силы.
Хакасская девушка находилась в группе экспонатов, которые изображали камлание шамана — общение с духами. Они размещались в павильоне Азиатской России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Девушка одета в традиционную рубаху до пола из светлой цветной ткани, на ногах мягкие сапоги из черной кожи.
Женские повседневные рубахи обычно шили из мягкой хлопчатобумажной ткани, а праздничные — из шелка. Сначала к рубахе пришивали воротник, а потом рукава. В пройме, под мышками, рукава крепили к основному изделию неплотно, оставляя небольшие полоски. Они назывались «хут сыынчан», что означало «место притяжения души человека». Их зашивали только после смерти человека, на похоронах.
Кайму, подол или плечи рубахи украшали материей другого цвета. Праздничные платья дополнительно расшивали узорами, дополняли раковинами или пуговицами. Подпоясывали рубахи-платья только вдовы.
Волосы манекена заплетены в особые косички — сурмес. Они указывают на то, что девушка не замужем. Ее голову прикрывает платок — универсальный женский головной убор.
Повседневные платки, как и рубахи, делали из простой ткани, ситца или шерсти, а праздничные — из шелка. Хакаски завязывали их особым способом. Платок складывали пополам по диагонали, затем делали околыш (подгибали ткань надо лбом), а два свободных конца завязывали на затылке.
У хакасов существовал зимний и летний вариант обуви. Зимняя была меховой, а летнюю шили из кожи. Для женских сапог брали кожу с лошадиного крупа или дубленую телячью, ее выдерживали в отваре из высушенной и измельченной коры ивового кустарника или лиственницы. Если голенище сапога было высоким, незамужние девушки подвязывали его специальными металлическими пряжками. Подошву обуви закрепляли двойной ниткой из сухожилий крупного скота.
Хакасы связывали с одеждой много традиций и поверий. Ее нельзя было продавать, иначе из дома уйдет счастье. По той же причине вещи не перешивали. Перед тем как надеть новый костюм, его обязательно окуривали богородской травой (тимьяном), чтобы в ней не поселились злые силы.