Жизнь тувинцев была тесно связана с религией. Среди коренного населения был распространен шаманизм — ранняя форма религии, в основе которой лежало общение шамана с духами, камлание.
В шаманизме считалось, что мир разделен на три сферы: земную, подземную и небесную, их еще называли средним, нижним и верхним мирами. Каждую из этих сфер населяли духи. От их воли, по верованиям, зависели здоровье, жизнь и благополучие человека.
С помощью шамана люди могли общаться с духами. Женщин-жрецов называли «уткун», а мужчин — «боо» или «цаарин». Шаманы могли иметь различное происхождение, однако настоящими считали тех, кому дар передавался по наследству.
Шаман совершал моления духам (камлал) в специальном ритуальном плаще. Его чаще всего шили из шкур домашних коз и овец, мехом внутрь. Обычно плащи тувинских шаманов украшали изображениями змей. Их делали из длинных отрезов разноцветной ткани. С обеих сторон к плечам шаманского плаща пришивали по кольцу, а к ним крепили тканевых змей — по девять штук слева и справа, так, чтобы хвосты свободно свисали вдоль плаща. Подол расшивали бахромой.
Такие шаманские плащи описывала в своих работах путешественница и исследовательница Александра Потанина:
В шаманизме считалось, что мир разделен на три сферы: земную, подземную и небесную, их еще называли средним, нижним и верхним мирами. Каждую из этих сфер населяли духи. От их воли, по верованиям, зависели здоровье, жизнь и благополучие человека.
С помощью шамана люди могли общаться с духами. Женщин-жрецов называли «уткун», а мужчин — «боо» или «цаарин». Шаманы могли иметь различное происхождение, однако настоящими считали тех, кому дар передавался по наследству.
Шаман совершал моления духам (камлал) в специальном ритуальном плаще. Его чаще всего шили из шкур домашних коз и овец, мехом внутрь. Обычно плащи тувинских шаманов украшали изображениями змей. Их делали из длинных отрезов разноцветной ткани. С обеих сторон к плечам шаманского плаща пришивали по кольцу, а к ним крепили тканевых змей — по девять штук слева и справа, так, чтобы хвосты свободно свисали вдоль плаща. Подол расшивали бахромой.
Такие шаманские плащи описывала в своих работах путешественница и исследовательница Александра Потанина: