Монгольская буддийская иконопись возникла и сформировалась как результат межкультурных и межэтнических взаимовлияний (Индия, Китай, Тибет) и соединила в себе широкий круг многих практик и обычаев, в том числе и пришедших из шаманизма и первобытных верований. Культ Далха имеет в этом смысле свои исторические корни в автохтонных верованиях монгольских народов и был адаптирован буддизмом как одна из ранних форм религии народов Центральной Азии.
Далха — божества добуддийского происхождения. Они относятся к группе центральноазиатских культов, ассимилированных буддизмом еще в древние времена в Тибете. В тибетской мифологии Лха — это сверхъестественные сущности, высшие божества, управляющие небесными сферами. С тибетского языка Лха переводится «бог». Их именуют как небесными, так и горными божествами. Далха — не имя одного божества, это собирательный термин, обозначающий разряд божеств и духов, покровительствующих людям. Известны группы 3, 5, 7, 9, 13, 21 Далха. Часто встречаются на монгольских и бурятских танках.
Центральный вертикальный ряд танки — здесь сторонник учения видит идею мифа о девяти Далха и всех его персонажей. Девять братьев (спутников) Далха почитаются тибетцами и монгольскими народами как покровители воинов. Они изображаются верхом на конях. Их оружие имеет небесное происхождение, поэтому они считаются непобедимыми. Все девять братьев изображены как всадники в воинских доспехах. Таким образом, культ девяти Далха, несомненно, несет идею обеспечения победоносных походов, дающих богатую добычу, подавление врага, охрану сил и способностей мужчины-воина, охраны боевых качеств коней, надежности и прочности оружия.
Как хранитель военачальников и воинов монгольской армии Далха
ассоциируется с богом войны Сульдэ и был введен в пантеон
буддийских богов, который до сих пор почитается. Далха в ипостаси
старшего брата и полководца изображается в центре на фоне языков
огня на белом коне. Как старший он изображен большим
по величине, чем остальные восемь братьев, которых иконописец размещает
по левую и правую сторону от центральной фигуры. В центре
верхнего края иконы — божество Ваджрапани, чьей эманацией является
центральный персонаж. Его напряженная поза напоминает позицию «к бою».
В своей правой руке он держит мифологическое оружие — ваджру.
По иконографическому канону в нижней части иконы изображены
жертвенные подношения, которые следует подносить Далхе, чтобы получить его
поддержку.