Барельеф «Мадонна Питти» из собрания Тамбовской областной картинной галереи — это поздняя копия произведения великого итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Барельеф сделан в форме тондо, то есть в форме круга. Как известно, рельеф «Мадонна Питти» был исполнен Микеланджело между 1505 и 1508 годами для Бартоломео Питти, а затем хранился в семье Гвиччардини. Теперь произведение находится в Национальном музее во Флоренции.
Несмотря на известный оттенок жанровости изображенной сцены, Микеланджело создал образ Мадонны, полный величия и внутренней силы. Неизвестный копиист в своей работе старательно передал все детали авторского рельефа, тем самым дав представление не только об образах, созданных Микеланджело, но и о присущих великому художнику приемах обработки камня. В барельефе сочетаются гладкие полированные поверхности с поверхностями шероховатыми, с ясно видимыми следами шпунта, как бы неоконченными, необработанными и вместе с тем рождающими ощущение трепетности самой жизни.
Весьма красноречив сам факт обращения к творчеству Микеланджело. Это свидетельствует о большом интересе к искусству Возрождения, который возник в середине XIX века и был в известной мере антитезой увлечению античностью. Ряд итальянских мастеров, в их числе и Лоренцо Бартолини, ориентировались на искусство Возрождения как на национальное наследие. Подделки Джованни Бастианини вполне отвечали запросам времени, жаждущего открытия и обретения неведомых дотоле творений мастеров Возрождения. Очевидно, автор копии барельефа «Мадонна Питти» ставил перед собой более скромную задачу — скопировать великое произведение, сделать его доступным тому, кому был особенно дорог оригинал.
Об истории барельефа известно немного. Произведение когда-то принадлежало Л.А. Воейкову. Впоследствии искусствоведу Е.И. Саляховой удалось найти материалы в Тамбовском архиве, из которых выяснилось, что барельеф поступил в научно-художественный музей в 1926 или в 1927 году. До 1961 года «Мадонна Питти» находилась в собрании Тамбовского краеведческого музея, а после формирования Тамбовской картинной галереи стала частью ее коллекции.
Несмотря на известный оттенок жанровости изображенной сцены, Микеланджело создал образ Мадонны, полный величия и внутренней силы. Неизвестный копиист в своей работе старательно передал все детали авторского рельефа, тем самым дав представление не только об образах, созданных Микеланджело, но и о присущих великому художнику приемах обработки камня. В барельефе сочетаются гладкие полированные поверхности с поверхностями шероховатыми, с ясно видимыми следами шпунта, как бы неоконченными, необработанными и вместе с тем рождающими ощущение трепетности самой жизни.
Весьма красноречив сам факт обращения к творчеству Микеланджело. Это свидетельствует о большом интересе к искусству Возрождения, который возник в середине XIX века и был в известной мере антитезой увлечению античностью. Ряд итальянских мастеров, в их числе и Лоренцо Бартолини, ориентировались на искусство Возрождения как на национальное наследие. Подделки Джованни Бастианини вполне отвечали запросам времени, жаждущего открытия и обретения неведомых дотоле творений мастеров Возрождения. Очевидно, автор копии барельефа «Мадонна Питти» ставил перед собой более скромную задачу — скопировать великое произведение, сделать его доступным тому, кому был особенно дорог оригинал.
Об истории барельефа известно немного. Произведение когда-то принадлежало Л.А. Воейкову. Впоследствии искусствоведу Е.И. Саляховой удалось найти материалы в Тамбовском архиве, из которых выяснилось, что барельеф поступил в научно-художественный музей в 1926 или в 1927 году. До 1961 года «Мадонна Питти» находилась в собрании Тамбовского краеведческого музея, а после формирования Тамбовской картинной галереи стала частью ее коллекции.