Советский тяжелый мотоцикл «М-72» выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год. Сборку осуществляли Московский, Ирбитский и Киевский мотоциклетные заводы, «Серп и молот» в Харькове, ГМЗ в Горьком (Нижний Новгород), «Красный Октябрь» в Ленинграде (Санкт-Петербург).
Первоначально мотоцикл предназначался исключительно для военных нужд и до середины 1950-х годов не поступал в свободную продажу. Каждый «М-72» являлся носителем стрелкового оружия, именно по этой причине по классификации Главного автобронетанкового управления армии он относился к бронетехнике.
Мотоцикл производился как с коляской, так и в одиночном варианте. Он был создан как копия немецкого BMW R-71, который был куплен тайно и передан Московскому мотоциклетному заводу, где и началось производство.
С началом Великой Отечественной войны московский завод эвакуировали в Ирбит. Здесь же расположилось конструкторское бюро во главе с Александром Миновичем Фёдоровым. Среди конструкторов значились Игорь Иванович Окунев, Вильгельм Вильгельмович Бекман. Испытателями были назначены Сергей Иванович Карзинкин и Борис Владимирович Зефиров.
Уже в начале 1942 года первая партия «М-72» отправилась на фронт из этого города. После войны Ирбитский мотоциклетный завод расширил производство, технику поставляли как на экспорт, так и на внутренний рынок.
Это были первые тяжелые мотоциклы для населения Советского Союза. Их модернизация происходила в несколько этапов: в 1949 году был внедрен двойной воздушный фильтр, в 1952-м — новая версия генератора Г11А.
Различий в конструкции и даже в эмблемах у мотоциклов «М-72» московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. Версия, которую собирал ИМЗ для населения, отличалась улучшенным двигателем, усиленными колесами и рамой, новой цветовой гаммой и надписью «Ирбит» на баке.
Все гражданские мотоциклы обязательно должны были состоять на учете в военкомате, в случае начала боевых действий они подлежали реквизиции. На базе этого мотоцикла были созданы спортивные модификации. Всего было выпущено 8,5 тысяч мотоциклов «М-72».
Первоначально мотоцикл предназначался исключительно для военных нужд и до середины 1950-х годов не поступал в свободную продажу. Каждый «М-72» являлся носителем стрелкового оружия, именно по этой причине по классификации Главного автобронетанкового управления армии он относился к бронетехнике.
Мотоцикл производился как с коляской, так и в одиночном варианте. Он был создан как копия немецкого BMW R-71, который был куплен тайно и передан Московскому мотоциклетному заводу, где и началось производство.
С началом Великой Отечественной войны московский завод эвакуировали в Ирбит. Здесь же расположилось конструкторское бюро во главе с Александром Миновичем Фёдоровым. Среди конструкторов значились Игорь Иванович Окунев, Вильгельм Вильгельмович Бекман. Испытателями были назначены Сергей Иванович Карзинкин и Борис Владимирович Зефиров.
Уже в начале 1942 года первая партия «М-72» отправилась на фронт из этого города. После войны Ирбитский мотоциклетный завод расширил производство, технику поставляли как на экспорт, так и на внутренний рынок.
Это были первые тяжелые мотоциклы для населения Советского Союза. Их модернизация происходила в несколько этапов: в 1949 году был внедрен двойной воздушный фильтр, в 1952-м — новая версия генератора Г11А.
Различий в конструкции и даже в эмблемах у мотоциклов «М-72» московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. Версия, которую собирал ИМЗ для населения, отличалась улучшенным двигателем, усиленными колесами и рамой, новой цветовой гаммой и надписью «Ирбит» на баке.
Все гражданские мотоциклы обязательно должны были состоять на учете в военкомате, в случае начала боевых действий они подлежали реквизиции. На базе этого мотоцикла были созданы спортивные модификации. Всего было выпущено 8,5 тысяч мотоциклов «М-72».