Слово «колыбель» практически не использовалось в среде горнозаводского населения. Более распространен термин «зыбка» — происходит от слова «зыбать» — «качать», «раскачивать, иногда «сильно трясти». Слово зафиксировано в словаре вятских, нижегородских, уральских говоров. Как правило, ее готовил для ребенка отец или дедушка. Люлька-зыбка из экспозиции «Лад» принадлежала семье Нины Константиновны Ложкиной из Дебесского района Удмуртии, который входил в Глазовский уезд Вятской губернии. Здесь проживало как русское, так и удмуртское население.
В конце XIX–I четверти ХХ века зыбка представляли собой деревянную раму, обшитую холстом и подвешиваемую за углы. На селе, как правило, зыбка крепилась к очепу — длинной гибкой жерди, которая проходила через кольцо на матице одним концом, а другим упиралась в стену или врубалась в нее. Обычно очеп изготавливали из березы, которая имела свойство хорошо гнуться. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: наверху скапливался теплый воздух, что обеспечивало обогрев малыша. Но такой подход рассматривался еще и как ограждение ребенка от нечистой силы. Крестьяне проводили границу между полом и потолком. Считалось, что чем выше находится ребенок, тем он ближе к Богу, а в нижней части избы, под полом, обитала нечистая сила.
Большое внимание при изготовлении колыбели наши предки уделяли материалу. Из древесных пород избегали брать осину, это дерево считалось «нечистым», чаще всего использовали липу, которая пользовалась славой «доброго» дерева.
В конце XIX–I четверти ХХ века зыбка представляли собой деревянную раму, обшитую холстом и подвешиваемую за углы. На селе, как правило, зыбка крепилась к очепу — длинной гибкой жерди, которая проходила через кольцо на матице одним концом, а другим упиралась в стену или врубалась в нее. Обычно очеп изготавливали из березы, которая имела свойство хорошо гнуться. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: наверху скапливался теплый воздух, что обеспечивало обогрев малыша. Но такой подход рассматривался еще и как ограждение ребенка от нечистой силы. Крестьяне проводили границу между полом и потолком. Считалось, что чем выше находится ребенок, тем он ближе к Богу, а в нижней части избы, под полом, обитала нечистая сила.
Большое внимание при изготовлении колыбели наши предки уделяли материалу. Из древесных пород избегали брать осину, это дерево считалось «нечистым», чаще всего использовали липу, которая пользовалась славой «доброго» дерева.
В Воткинске отдельные детали зыбки вытачивали на токарном станке и подвешивали к потолку на пружину, таким образом, с детства «к заводской работе» мальчика приучали, а девочку «быть покладистой и привыШной ко всему». Как отмечают специалисты, такое укачивание способствовало тренировке вестибулярного аппарата, что впоследствии было очень полезно (на службе во флоте новобранцы были меньше подвержены морской болезни), а выросшие девочки, выйдя замуж, часто сопровождали своего мужа в длительных заводских командировках — и в путешествии также требовалась немалая выносливость.