Одной из востребованных в крестьянской среде профессий было ремесло шерстобита — мастера по «битью» шерсти. В сезон весенней, летней и осенней стрижки овец эти умельцы либо принимали заказы в собственной мастерской, либо сами отправлялись на заработки по окрестным деревням. В этом случае им предоставляли не только место для работы, но и кров и питание на необходимый срок. Работа шерстобита высоко ценилась и приносила хороший доход.
Инструментами шерстобитного промысла были лучок (лук, олук, шерстобило, струна), боек и решетка. На лучок — брусок из цельного куска древесины — натягивали струны из выделанных кишок домашних животных, как правило, крупного рогатого скота. Струны приводили в движение ударом деревянной колотушки, те вибрировали и взбивали шерстяную массу волокон.
Решетку изготовляли из прилегающих друг к другу деревянных палочек или планок. Перед началом битья шерсть раскладывали по поверхности решетки и, чтобы лучше взбивалась, пересыпали ржаной мукой.
Таким образом из остриженной, не всегда промытой заранее шерсти домашних овец можно было получить легкие и чистые шерстяные волокна наподобие пуха. Этот материал был пригоден для изготовления войлочных изделий, из которых в русской традиции конца XIX — начала ХХ века наиболее популярными были валенки. Кроме валенок, из овечьей шерсти валяли мужские шляпы и шапки, ковры и кошмы, подхомутники и подседельники, стельки, войлок для хозяйственных нужд, например для обивки дверей, утепления саней.
К шерстобитам, как и к кузнецам, относились с уважением и в то же время с опаской. Такое отношение к шерстобиту объяснялось, например, представлением, что все шерстобиты говорят на каком-то языке, который неведом всем остальным. Сами шерстобиты поддерживали такое мнение о себе, действительно общаясь друг с другом особым образом, чтобы посторонние не могли понять их речь.
Шерстобит нередко был героем святочных игрищ. Ряженый, изображающий шерстобита, мазался сажей и надевал вывернутую наизнанку шубу. Ряженый подходил к девушкам и спрашивал: «Нет ли работки побить шерстки?» Если девушка откупалась пряником или конфетой, «шерстобит» оставлял ее в покое и шел к следующей; в противном случае задавал свой вопрос снова и снова, при этом стараясь испачкать свою жертву сажей.
Инструментами шерстобитного промысла были лучок (лук, олук, шерстобило, струна), боек и решетка. На лучок — брусок из цельного куска древесины — натягивали струны из выделанных кишок домашних животных, как правило, крупного рогатого скота. Струны приводили в движение ударом деревянной колотушки, те вибрировали и взбивали шерстяную массу волокон.
Решетку изготовляли из прилегающих друг к другу деревянных палочек или планок. Перед началом битья шерсть раскладывали по поверхности решетки и, чтобы лучше взбивалась, пересыпали ржаной мукой.
Таким образом из остриженной, не всегда промытой заранее шерсти домашних овец можно было получить легкие и чистые шерстяные волокна наподобие пуха. Этот материал был пригоден для изготовления войлочных изделий, из которых в русской традиции конца XIX — начала ХХ века наиболее популярными были валенки. Кроме валенок, из овечьей шерсти валяли мужские шляпы и шапки, ковры и кошмы, подхомутники и подседельники, стельки, войлок для хозяйственных нужд, например для обивки дверей, утепления саней.
К шерстобитам, как и к кузнецам, относились с уважением и в то же время с опаской. Такое отношение к шерстобиту объяснялось, например, представлением, что все шерстобиты говорят на каком-то языке, который неведом всем остальным. Сами шерстобиты поддерживали такое мнение о себе, действительно общаясь друг с другом особым образом, чтобы посторонние не могли понять их речь.
Шерстобит нередко был героем святочных игрищ. Ряженый, изображающий шерстобита, мазался сажей и надевал вывернутую наизнанку шубу. Ряженый подходил к девушкам и спрашивал: «Нет ли работки побить шерстки?» Если девушка откупалась пряником или конфетой, «шерстобит» оставлял ее в покое и шел к следующей; в противном случае задавал свой вопрос снова и снова, при этом стараясь испачкать свою жертву сажей.