История применения керамики в древнерусском зодчестве начинается в домонгольский период. Терракотовые и покрытые цветной поливой плитки использовали для выстилки полов и облицовки цокольных частей стен зданий.
В середине XVII столетия наступает период расцвета рельефных изразцов. Для облицовки изразцовых печей и в фасадном убранстве архитектурных памятников использовали изразцы терракотовые (красные бесполивные), муравленые (покрытые прозрачной поливой зеленого цвета) и полихромные (украшенные цветными эмалями белого, желтого, зеленого и синего цветов). Изразцы создавались в резных деревянных формах, после обжига и сушки с тыльной стороны черепка выделывалась румпа (коробка прямоугольной формы) для крепления на печной облицовке или в стену здания.
На смену рельефным в первой половине XVIII столетия приходят гладкие расписные изразцы. В этот период изразцы используют для облицовки отопительных приборов.
Представленная на экспозиции изразцовая печь воссоздана в 1960 году, сложена из 120 расписных сюжетных изразцов середины — второй половины XVIII века. Печь не предназначена к топке — это музейный экспонат.
В условиях сурового климата России изразцовая печь выполняла не только утилитарную функцию, поддерживая и сохраняя тепло в жилище, но и несла смысловую нагрузку, являясь важнейшим средством передачи информации о статусе хозяина дома. Убранство изразцовой облицовки выполняло важную декоративную функцию в оформлении интерьеров. Каждый изразец можно было с интересом рассматривать, не переставая удивляться многообразию созданных художниками образов и сюжетов. Роспись керамических предметов отличается разнообразной цветовой палитрой, состоящей из оттенков эмалей зеленого, коричневого, синего и желтого цветов.
Изображения иллюстрируют повседневную жизнь: быт, одежду и нравы русского человека, — показывают и называют их занятия, знакомят с обликом «заморских народов», животными далеких стран и мифологическими существами. Разнообразно представлен окружающий человека мир знакомых животных. Тема любви прослеживается в изображениях брата и сестры, родителей с детьми, возлюбленных.
Сопроводительные надписи-комментарии, заключенные в рамки, позволяют глубже раскрыть представленную композицию: описывают изображение, раскрывают душевные переживания, мысли о жизни и нормах поведения, сообщают сведения об окружающем человека мире.
В середине XVII столетия наступает период расцвета рельефных изразцов. Для облицовки изразцовых печей и в фасадном убранстве архитектурных памятников использовали изразцы терракотовые (красные бесполивные), муравленые (покрытые прозрачной поливой зеленого цвета) и полихромные (украшенные цветными эмалями белого, желтого, зеленого и синего цветов). Изразцы создавались в резных деревянных формах, после обжига и сушки с тыльной стороны черепка выделывалась румпа (коробка прямоугольной формы) для крепления на печной облицовке или в стену здания.
На смену рельефным в первой половине XVIII столетия приходят гладкие расписные изразцы. В этот период изразцы используют для облицовки отопительных приборов.
Представленная на экспозиции изразцовая печь воссоздана в 1960 году, сложена из 120 расписных сюжетных изразцов середины — второй половины XVIII века. Печь не предназначена к топке — это музейный экспонат.
В условиях сурового климата России изразцовая печь выполняла не только утилитарную функцию, поддерживая и сохраняя тепло в жилище, но и несла смысловую нагрузку, являясь важнейшим средством передачи информации о статусе хозяина дома. Убранство изразцовой облицовки выполняло важную декоративную функцию в оформлении интерьеров. Каждый изразец можно было с интересом рассматривать, не переставая удивляться многообразию созданных художниками образов и сюжетов. Роспись керамических предметов отличается разнообразной цветовой палитрой, состоящей из оттенков эмалей зеленого, коричневого, синего и желтого цветов.
Изображения иллюстрируют повседневную жизнь: быт, одежду и нравы русского человека, — показывают и называют их занятия, знакомят с обликом «заморских народов», животными далеких стран и мифологическими существами. Разнообразно представлен окружающий человека мир знакомых животных. Тема любви прослеживается в изображениях брата и сестры, родителей с детьми, возлюбленных.
Сопроводительные надписи-комментарии, заключенные в рамки, позволяют глубже раскрыть представленную композицию: описывают изображение, раскрывают душевные переживания, мысли о жизни и нормах поведения, сообщают сведения об окружающем человека мире.