Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Жизнь для книги»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Лубок «О цыгане, мужике и о его кобыле»

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя, город Москва
Размер
43,5x55 см
Техника
бумага; печать типографская цветная
1
Открыть в приложении
#1

Иван Дмитриевич Сытин организовал свое предприятие в стране, население которой было в основном неграмотным. Будучи талантливым предпринимателем, он тщательно изучал рынок. Неизменной популярностью у населения пользовались лубки. Для большинства людей, едва обученных грамоте, это было хорошо знакомое и наиболее доступное печатное издание. Практически в каждой русской избе можно было увидеть на стене нарядные картинки с незатейливым сюжетом и доходчивым текстом. Лубки были по карману даже самым несостоятельным покупателям. В основном изображались эпизоды из сказок, былин, исторических сказаний и народных песен.

Стремясь поднять художественный уровень лубка, а вместе с тем и количество продаж, Иван Дмитриевич попробовал сотрудничать с известным художником и скульптором Михаилом Осиповичем Микешиным, автором памятников «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге, Александру III в Ростове-на-Дону, Богдану Хмельницкому в Киеве. Сотрудничество Сытина с Микешиным было плодотворным, хотя и недолгим: тандем вскоре распался, выпустив в 1896 году лубок «О цыгане, мужике и его кобыле».

Лубок состоит из шести цветных картинок с подписями в обрамлении яркого растительного орнамента и рассказывает о приключении мужика Епифана и его встрече с цыганом. За перевод содержания в стихотворную форму в народном стиле взялся писатель и драматург Александр Николаевич Островский. Однако, несмотря на высокий художественный уровень рисунка и виртуозные стихотворные подписи, лубок не стал востребованным.

В чем же было дело? На сатиру в лубке спрос был невелик. Деревенские жители предпочитали беречь каждую копейку, а тратиться на подобного рода картину или, как ее называли, «зубоскалину», «пустяковину» крестьянин не хотел, это считалось зазорным, так как помимо информационного источника лубок был настенным украшением для дома. А картину подобного содержания, да еще и высмеивающую крестьянскую глупость, не повесишь в избе рядом с образами.

Так что, несмотря на все усилия, фирма Сытина не смогла сделать художественный лубок востребованным среди деревенских жителей. Но лубки, пользовавшиеся спросом и продававшиеся огромными тиражами, отразились на сбыте книг. Они шли рука об руку, картина тянула книгу, а книга — картину.
#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Лубок «О цыгане, мужике и о его кобыле»

Время создания
конец XIX — начало XX века
Место создания
Российская империя, город Москва
Размер
43,5x55 см
Техника
бумага; печать типографская цветная
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%